Детки со звездами: АУЕ шагает по стране?

Фото из социальных сетей

26 марта 2019 14:50:58

70264

24 марта телеканал НТВ выпустил репортаж-расследование о новой опасной субкультуре молодежи «АУЕ», который называется «АУЕвшие детишки».

АУЕ — это тюремная аббревиатура, расшифровывающаяся «Арестантский Уклад Един». В эти три буквы заложено очень много смыла для тех, кто существует в рамках тюремной парадигмы. Изначально АУЕ обозначало приветствие и признание тюремных законов в местах лишения свободы арестантами. Позднее с помощью этой аббревиатуры на «зоне» заключенные проверяли вновь прибывших. Осужденный заходил в камеру, а один из заключенных выкрикивал «АУЕ!», на что новичок должен был ответить: «Жизнь ворам!». Таким методом авторитеты могли понять, находился ли заключенный ранее в тюрьме или нет.

С другой стороны, «АУЕ» — это молодежная субкультура, которая была сформирована в России. За несколько последних лет это криминальное движение распространилось по всей стране, массово внедряясь в некоторые учебные заведения и Интернет. Основной контингент субкультуры — это школьники 10-17 лет, ведь в этом возрасте подростки довольно сильно зависят от чужого мнения. Основной посыл этого движения отражен в названии. Это культ тюремной романтики, тюремных «понятий» в стиле молодежной культуры.

На федеральном уровне про эту проблему заговорили еще два года назад, когда банда подростков АУЕ устроила бунт в полицейском участке в Забайкалье. В течение 2016 года на тему АУЕ проводились различные расследования, в том числе журналистские. Тогда же стало известно, что неформальное движение уже опутало собой всю Сибирь и часть Дальнего Востока. Сегодня правоохранительные органы блокируют все сообщества и группы в Сети, но страницы появляются вновь и вновь, и движение продолжает набирать обороты.

В отличие от «авторитетных» заключенных, подростки, входящие в группировку, идут на контакт с прессой, охотно рассказывая про привлекательную для них, в силу ряда обстоятельств, тюремную культуру и понятия, но совсем не задумываясь о скрытом смысле жаргона и воровских правилах.

О «понятиях» группировки «АУЕ» сетевому изданию «Гражданские силы.ру» рассказал один из участников этого движения. Евгению 17 лет (имя изменено — прим.ред.), он еще школьник, учится в маленьком провинциальном городке. (Стилистика речи собеседника сохранена — прим.ред.).

— Евгений, что такое АУЕ?

— Вообще, для всех по разному! Но уклад — он един!

— Что лично для тебя значит АУЕ?

— Жить по понятиям, соблюдать неписанные законы воровского общества, иметь положение и авторитет среди своих близких и приближённых.

— Почему тебя привлекла группировка АУЕ?

— Беспредел «мусоров», безвластие, безденежье.

— Тебя привлекали к уголовной ответственности?

— Да. По статям 158.2 (Кража), 159.1 (Мошенничество), 163 (Вымогательство), 228.4 (Незаконные операции с прекурсорами психотропных и наркотических веществ…).

— Вообще сообщество АУЕ создано для чего?

 Для поддержки близких.

— Кто такие близкие? Родственники?

— Нет, близкие это ОПГ (организационно приступная группа), с которыми двигаешь систему.

— Существует такое мнение, что молодежь не сидевшая в зоне, и которая находится в группировке АУЕ, собирает «общак» для заключенных. Это так? Как это происходит?

— По неописанным законам воровской иерархии, «шныри» на воле, «суетят подогрев» и передают «блатным», чтобы помочь уделом порядочным людям. Взамен те оказывают защиту. По правилам старшие должны привлекать молодёжь в свои движения.

— Кто определяет правила?

— «Красные» устанавливают правила.

— Кто такие «красные»?

— «Красные воры» — это те кто «ссучился» и имеет отношение с администрацией.

— Как группировка АУЕ помогает в жизни?

Имею стабильную «котлету», кушаю, одеваюсь как хочу, чужие жизни ворочу, имею своих «шестёрок», которые помогают мне окрепнуть в воровской иерархии.

Следуя логике интервьюируемого, можно сделать вывод, что в продвижении группировки АУЕ косвенно может помогать администрация колоний в регионах, но для того, чтобы его принять, требуется более серьезное, глубокое изучение вопроса. По крайней мере, на поверхности, общаясь с представителями СМИ и правозащитниками, правоохранители утверждают, что делают все для купирования этого явления. Низкую результативность своей работы в этом направлении они объясняют тем, что в небольших населенных пунктах существует некомлект личного состава на фоне и без того маленького штата полицейских участков, отсутствием законных рычагов воздействия на несовершеннолетних (например полицейский физически не сможет противостоять разъяренной толпе подростков с оружием), безнаказанностью малолетних преступников, проистекающую из страха жертв писать заявления на них.

Однако и вор в законе, который пожелал остаться анонимным, сказал, что вовлечение молодежи в арестантские законы и понятия не является частью криминальной жизни: « Каждый выбирает свой путь сам!».

Складывается впечатление, что молодежь в периферийных городах, делая первые шаги в жизни в достаточно неблагоприятных экономических и социальных условиях, не находя должной поддержки в традиционных институтах, инстинктивно стремится к общностям, которые дают ощущение чувства «локтя», безопасности, смысла жизни. АУЕ, судя по всему, своей системой упрощенного и регламентированного подхода к жизни, где все строится на системе простых, но в глазах подростка ясных и справедливых понятий, во главе которых находится культ силы и круговой поруки, с лихвой дает детям эти ощущения.

Глоссарий:

«Шнырь» — это арестант, который занимается выполнением простой работы на благо окружающего его общества (по своей доброй воле либо по принуждению сокамерников). Такие зеки убирают тюремную камеру, являются не самыми авторитетными людьми в глазах заключенных. С ними «знатные» арестанты не имеют никаких связей, и тем более дел. Складывается впечатление, что молодежью на воле управляют «шавки» — люди, которые на «зоне» не имеют никакого престижа.

«Котлета» — деньги.

«Общак» — фонд взаимопомощи в среде преступного сообщества.

«Шестёрки» — подчиненные.

«Суетить подогрев» — помогать заключенным предметами первой необходимости (сахар, табак, теплые вещи, деньги).

Беседовала Ксения Куркатова
Теги: АУЕ, субкультура, молодежь