Энергетический кризис: цена «зеленой» повестки или неизбежное последствие пандемии?
11 октября 2021 16:32:00
Сегодня в мире все бурно обсуждают энергетический кризис. Как выясняется, кризис задел не только Европу, но и Китай, и, возможно, ударит по Индии. По оценкам некоторых экспертов, кризис может затянуться до весны. Существует две основных группы причин: последствия пандемии и слабости современной энергетической политики. Но, разве у Европы и Китая разные подходы к выбору стратегии в этой сфере?
В Китае приостановлены работы нескольких крупных нефтехимических предприятий, растут цены на основные полимеры на 10%. Европа, аналогично, погружена в проблемы энергетического кризиса – цены на газ поднялись до $1100 за 1 тыс. кубометров. Дорожает и электроэнергия, это наносит ощутимый ущерб бюджету граждан Евросоюза.
Ранее несколько стран Евросоюза объявили, что настаивают на расследовании функционирования европейского газового рынка. К концу года Еврокомиссия планирует предложить варианты его реформирования. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен видит выход из сложившейся ситуации в инвестициях в возобновляемые источники энергии.
То, что зеленая энергетика является надежным источником тепла, сомнительно. Одна из причин энергетического кризиса — уменьшение производительности гидроэлектростанций и выработки ветрогенереаторов летом 2021 г. в результате жары и безветренной погоды. Европейский курс на отказ от экологически вредных ресурсов и переход на «зеленые» рельсы привел регион к кризисной ситуации.
Природа китайского энергетического кризиса не так однозначна. С одной стороны, ситуация во многом схожа с европейской, с другой – имеет свои особенности. Эксперты из Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин и Егор Прохин проанализировали ситуацию в Китае.
В качестве главной причины кризиса выделяется стремление снизить выбросы парниковых газов за счет введения лимитов потребления энергии, которые были разработаны еще в начале 21-го века в Китае в рамках «системы двойного контроля» — набора мер по ограничению потребления угля и нефти. Система также включает в себя «стимулирование использования возобновляемых источников энергии» и показатели энергоэффективности для руководителей различных уровней.
Китайская озабоченность положением на международной арене по вопросам экологии, в особенности, в контексте предстоящей зимней Олимпиады в 2022 г. в Пекине, привела к ужесточению энергетической политики. К Олимпиаде планировалось улучшить качество воздуха, выйти на новые показатели энергоэффективности.
«Вместе с тем 2021 г. стал временем резкого роста промышленного производства в Китае. Китайская и мировая экономика начали восстанавливаться после кризиса 2020 г., что вызвало прирост спроса на китайские товары. Промышленное производство выросло на 24,5 процента в первом квартале 2021 г. и на 8,9 процента во втором», — пишут эксперты в своем совместном исследовании.
По мнению специалистов, центральные власти вынуждены были прибегнуть к политике ликвидации экологически вредных и технически отсталых предприятий, но региональные элиты были не согласны с позицией центра. В итоге, начали решать проблемы «вручную», ограничивая потребление крупных предприятий, в т.ч. поставляющих продукцию для таких гигантов как Apple и Tesla.
«Китай платит свою цену за приверженность «зелёной» повестке и политику жёсткой, инициированной сверху перестройки своей энергетики с целью сократить потребление угля», — завершают доклад эксперты.
По последним данным, Индия также столкнулась с стала энергетическим кризисом после пандемии – по данным министерства энергетики Индии, 135 тепловых электростанций страны в среднем имели запасы угля всего на четыре дня. Дефицит энергии спровоцирует повышения потребительских цен на электроэнергию или снижения чистой прибыли производителей электроэнергии.
В итоге, кризис больше не представляется региональной европейской проблемой, а выглядит как глобальный тренд. Некоторые пути решений уже были предложены, однако такая масштабная проблема требует более тщательного осмысления, чем и занимается сейчас различные экспертные сообщества.
Валерия Алексеева