Fighter Jets World: Советский Союз пытался украсть истребитель «Мираж-3», чтобы сокрушить Израиль
08 июля 2020 19:10:15
Широко известна история с угоном в Израиль новейшего по тем временам советского истребителя МиГ-21 иракским летчиком в 1966 году, которого завербовал «Моссад». Тот факт, что уникальные разработки нашей «оборонки» попали в руки евреев — злейших врагов дружественных нам арабов и союзников США, стал для советского руководства шоком
Как выясняется, «Советы» в долгу не остались и попытались уже после окончания безнадежно проигранной арабами Шестидневной войны взять реванш, похитив истребитель «Мираж-32 из Ливана. Ценность этой боевой машины для собиравшихся разобрать ее по винтику советских специалистов заключалась в том, что аналогичные истребители состояли на вооружении «сионистских захватчиков». При этом «миражи» успешно сражались с нашими «мигами» от Сирии до Египта. Тем не менее, секретная операция советских спецслужб закончилась полным провалом. Об этом рассказало издание Fighter jets World.
После окончания Шестидневной войны боевые действия между Израилем и антиизраильской коалицией не прекратились. Началась так называемая «война на изнурение», в ходе которой разгорались жаркие воздушные схватки в небе над страной фараонов, где противниками советских «мигов» выступали американские «фантомы» и французские «миражи», которыми управляли израильские пилоты. Особые хлопоты египтянам доставляли закупленные Израилем во Франции истребители «Мираж-3». Эти боевые машины, развивавшие скорость, в несколько раз превышающую звуковую, успешно сражались против арабских самолётов советского и английского производства. По израильским данным, «миражи» в 1967–1969 гг. одержали полсотни воздушных побед против египетских, иорданских, сирийских, иракских и ливанских самолётов. В СССР небезосновательно усматривали причины высоких потерь «арабских друзей» не только в их недостаточной подготовке, но и в том, что в 1966 году, в самый канун Шестидневной войны коварный «Моссад» сумел провернуть операцию по угону в Израиль сверхсекретного советского истребителя МиГ-21 из Ирака. Израильтяне убедили пойти на предательство летчика-христианина, запугав его тем, что иракские власти готовят репрессии против его собратьев по вере. По всей видимости, не последнюю роль сыграл предложенный пилоту хороший куш, а также гарантия, что его семья будет заблаговременно вывезена из страны. В итоге однажды после получасового перелета взлетевший в Ираке суперсекретный советский боевой самолет приземлился на израильской авиабазе.
Под впечатлением от этой дерзкой «антисоветской акции» кремлевское руководство, как сообщает Fighter jets World, решило три год спустя провернуть аналогичную операцию. С тем, чтобы разузнать секреты «Миража», являвшегося гордостью ВВС Израиля, возник план угона этого самолета из Ливана, которому французы так же, как и израильтянам, поставили истребители этой марки.
Как пишет Fighter jets World, всего через несколько месяцев после доставки истребителей «Мираж-3» в Ливан в 1969 году произошел «необычный дипломатический инцидент». Представители советского посольства в Бейруте обратились к Хасану Бадауи — бывшему офицеру ливанских ВВС, уволенному за ненадлежащее поведение. Опального летчика попросили установить контакт с одним из его коллег-пилотов «Миража» и получить информацию о его радарах и авионике. Бадауи связался с лейтенантом Махмудом Матаром, пообещав ему «много денег», если он будет сотрудничать. И все бы ничего, да Махмуд повел двойную игру: он быстро информировал свое начальство, которое посоветовало ему поддерживать контакт с Бадауи и советскими сотрудниками. Это нужно было спецслужбам, для того чтобы получить доказательства и вывести шпионов на чистую воду. Тем временем, ничего не подозревающие агенты Кремля решили пойти дальше и предложили Матару в ходе одного из учебных полетов угнать самолет в советский Азербайджан. Взамен пилоту «Миража» была обещана сумма в три миллиона долларов США, а также то, что его семья будет в целях безопасности переправлена в Швейцарию. В качестве гарантии серьезности советских намерений Матар якобы получил 200 000 долларов США задатка. Его полет был запланирован на 3 октября 1969. Однако во время заключительной встречи, когда советские представители встретились с Матаром, чтобы обсудить его план полета, ливанская полиция ворвалась в квартиру. Завязалась перестрелка, в которой участвовали ливанский офицер и рядовой, а с другой стороны — Владимир Васильев (официально работавший инженером в советском посольстве в Бейруте) и Александр Комяков — полковник КГБ. Тем не менее, получившие подкрепление ливанские полицейские сумели арестовать как советских агентов, так и Хасана Бадауи.
«Всего через несколько часов Бейрут оказался в центре бурных протестов Москвы. Они достигли таких масштабов, что ливанцы не нашли другого выхода: раненые в перестрелке Васильев и Комяков были положены на носилки и доставлены на борт самолета «Аэрофлота», ожидавшего их в бейрутском аэропорту. 4 февраля 1969 года они отправились в Москву», — сообщает издание.
Так закончилась неудачная попытка СССР подобраться к секретам боевой машины, в умелых руках израильских пилотов превратившейся в грозного противника советских «мигов».
Впрочем, у некоторых специалистов эта «леденящая кровь» история, которую приводит Fighter jets World со ссылкой на исследование Тома Купера и Серджио Сантаны «Гражданская война в Ливане», вызывает сомнения.
«Не совсем понятно, какой смысл был в похищении «Миража», в то время как в СССР уже были не уступающие им истребители МиГ-21, успешно сбивавшие эти машины французского производства над Египтом и Сирией. Конечно, с точки зрения наших специалистов было бы интересно покопаться не только в обломках, уничтоженных «мигами» и нашими зенитчиками израильских самолетов, но и получить в свои руки полностью рабочий образец. Но что касается «Миража», то едва ли мы там узнали что-то новое. Особенно учитывая, что к тому времени на вооружение Израиля уже стали поступать гораздо более совершенные машины — новейшие американские истребители «Фантом», представлявшие в отличие от «миражей» (первый из которых был выпущен еще в 1963 году), для наших «оборонщиков» несомненный больший интерес», — сказал «Гражданским силам.ру» полковник ВВС РФ, заслуженный военный штурман РФ Эдуард Михайлов.
Сергей Путилов