Клинический психолог Ивановский рассказал о причинах стремления некоторых людей хвастаться своим богатством

Клинический психолог Ивановский рассказал о причинах стремления некоторых людей хвастаться своим богатством freepik

24 февраля 2023 20:06:00

1809

В наше время широкое распространение получило такое явление, как демонстративное потребление. Люди хвастаются своими приобретениями, такими как дорогие часы, одежда элитных брендов или люксовые автомобили, выставляя фотографии в социальных сетях. Некоторые даже берут статусные вещи в кредит или в лизинг, чтобы не отставать от других в негласном материальном соревновании

Клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский объяснил, в чём причины такого хвастовства. Эксперт пояснил, что человеческие потребности делятся на несколько категорий, составляющих своего рода пирамиду и следующих друг за другом. Пока не удовлетворены потребности из нижестоящего перечня, следующие по иерархии потребности не могут быть удовлетворены и даже не появятся. Сначала идут материальные или биологические потребности, к которым относятся потребности в еде, питье, размножении и безопасности. Затем следуют потребности социальные. Человек нуждается в признании и уважении других людей. В рамках социальных потребностей человек стремится к тому, чтобы позитивный эффект от его действий ощущал прежде всего не он сам, а как можно большее количество других людей. Наконец, духовные потребности – это тяга к новым знаниям, к познанию себя и окружающего мира, к самореализации.

По словам Валерия Ивановского, у стадных животных есть так называемые альфа-самцы, которым остальные члены сообщества предоставляют возможность пользоваться всеми лучшими благами, доступными этим животным. Речь может идти о лучшей или большей доле пищи, комфортном месте для ночлега и лучших самках. Но такие блага получает не просто самый сильный самец в стаде, а тот, который приносит наибольшую пользу сообществу. К примеру, вожак стаи обеспечивает всей стае наилучшие условия для жизни, благодаря своим навыкам и лидерским качествам находя наилучшие места для пропитания, организовывая жизнь сообщества с наибольшей безопасностью для всех членов и т.д. Именно в благодарность за эту пользу вожаку предоставляются определённые привилегии. В человеческом обществе с появлением товарно-денежных отношений такие особые блага приобрели вид дорогой одежды, украшений, большого роскошного дома или, в современном мире, дорогих автомобилей и прочих достижений научно-технического прогресса. Повинуясь стремлению удовлетворить свои социальные потребности, одни люди действительно приносят большую пользу обществу и за это получают почёт и уважение окружающих, а также благодарность в материальном выражении. Другие, в силу разных причин не могущие или не желающие приносить какую-то выдающуюся пользу социуму, предпочитают создавать иллюзию своего высокого социального положения. Видя богатый образ жизни человека, окружающие решают, что у него есть какие-то заслуги перед обществом, и относятся к нему с большим уважением. Однако психолог предостерегает от такой линии поведения, отмечая, что люди, общающиеся с таким человеком, в итоге понимают, что реальных выдающихся личных качеств за этим демонстративным потреблением не стоит. В конце концов человек, пытающийся доказать себе и другим свою значимость, рискует столкнуться с разрушением этой иллюзии.

К слову, известные люди, действительно добившиеся успеха и заслужившие широкую славу, нередко предпочитают вести подчёркнуто скромный образ жизни. Дело в том, что все и так знают об их заслугах, поэтому им нет смысла при помощи демонстративного потребления доказывать свою значимость. Билл Гейтс или Илон Маск могут обойтись без избыточного потребления напоказ, так как всем и без этого известны их заслуги перед человечеством.

Демонстративное потребление вызвано ничем иным, как неуверенностью в себе и желанием казаться лучше, чем мы есть на самом деле, заключил Валерий Ивановский.

Теги: психолог, Ивановский, ТРИЭТТА