«Кто не работает, тот ест»?: как четырехдневная рабочая неделя повлияет на экономику и здоровье россиян
08 сентября 2019 20:58:24
В июне 2019 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил ввести четырехдневную рабочую неделю как основу социально-трудового контракта. 13 августа Федерация независимых профсоюзов России поддержала инициативу, только добавила уже про сохранение прежней заработной платы. По Трудовому кодексу РФ работодатель не может сократить число рабочих часов в неделю — 40 часов в неделю и точка. То есть люди будут работать столько же, но меньше дней. На что уйдут оставшиеся свободные часы?
В 2016 году первый заместитель главы Банка России Сергей Швецов сказал: «Если идёт экономический спад, население должно реагировать рационально, а не покупать по несколько телевизоров».
Эта фраза вызвала массовые дискуссии под названием «Телевизор против холодильника». Иными словами, рассуждали, что же всё-таки победит: пропаганда на телевидении или голод и нужда. Пришли к общему выводу, что победит всё-таки холодильник: человек не сможет жить без удовлетворения таких инстинктивных потребностей, как утоление голода, наполнение желудка. А разрыв между восприятием и действительностью, как отмечают эксперты, можно поддерживать не так долго.
Пророчества сбываются: россиянам приходится работать больше, чтобы заработать благосостояние, минимум — на еду.
18 марта 2018 г., выступая перед сторонниками в избирательном штабе Владимир Путин отнес к внутренней повестке «обеспечение темпов роста экономики РФ, придание ей инновационного характера, развитие здравоохранения, образования, промышленного производства, инфраструктуры и других направлений, важнейших для того, чтобы двигать страну вперед и поднимать уровень жизни наших граждан».
«Нам нужно осуществить… прорыв, рывок, мы можем это сделать», — сказал глава государства.
Однако, о каком «рывке» может идти речь при введении четырехдневной рабочей недели? Цены на нефть продолжают падать, а доллар растет. Согласно докладу НИУ ВШЭ «Комментарии о государстве и бизнесе» от 28 марта 2019 года «эластичность курса по нефти в последние годы снизилась из-за влияния западных санкций и политики Банка России».
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показатель по производительности труда в РФ в 2017 году составил $26,5 в час (ВВП за час отработанного времени), а в 2018 — $28, 3 в час. Для сравнения в США и Японии данные показатели составляют $72,1 и $46,1 соответственно.
Данные Росстата показывают, что реальные доходы россиян (с учетом уровня инфляции и обязательных платежей) в 2017 году сократились на 1,2%, а в 2018 данный показатель составлял 0,2 %.
Эксперты назвали инициативу правительства преждевременной — очередной попыткой поиска новых популярных идей.
«Продолжая обсуждение четырехдневной рабочей недели, со всей экспертной прямотой хочу спросить тех, кто наверху: Не лучше ли сделать людям отпуск длиной в два, а лучше даже три месяца?», — написал на своей странице в Facebook политтехнолог Константин Калачев. — Если совсем серьезно, то партия и правительство ищут новые популярные инициативы. Так может действительно от нереализуемого в масштабах страны предложения о всеобщей четырехдневной рабочей неделе перейти к вполне реализуемому увеличению отпусков?».
Управляющий партнер консалтингового агентства «Lutsik, Shlimazl & Potz» («Люцик, Шлимазл и Поц») Венера Люцик отметила, что многие эксперты говорят о падении уровня профессионализма во всех сферах труда в России, а предложение четырёхдневной рабочей недели, скорее всего — результат брэйнсторма консультантов при власти.
«Если они хотели таким образом завоевать любовь граждан, то они ошиблись, показав только свое скудное воображение и сомнительную осведомленность в вопросе. Популярность среди здоровой части общества подобными идеями не завоюешь. Наоборот, они отсылают зрелых людей к одной из не самых приятных советских реалий: когда трудозатраты человека практически не сказывались на его заработной плате. Такое положение вещей, что уж греха таить, воспитывало тунеядство и иждивенчество», — заявила Венера Люцик, добавив, что «сейчас на многих предприятиях культура труда, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и вместо того, чтобы ее повышать, предлагаются меры, которые могут ее уничтожить вовсе».
«Почему, например, не вводится законодательных мер по повышению производительности труда? Загадка…», — заметила управляющий партнер «Lutsik, Shlimazl & Potz».
По мнению Венеры Люцик, у столь экстравагантной инициативы может быть и другое объяснение: ее вбросили в медиапространство пространство как своеобразную информационную «кость», чтобы отвлечь общество от обсуждения действительно серьезных проблем.
Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной инфраструктуре и ЖКХ Артём Кирьянов считает предложение кабмина преждевременным для России. Он уверен, что следует для начала улучшить организацию труда, разобраться с показателями производительности труда.
«Если мы говорим о 32 часах рабочего времени за те же деньги, то стоит вопрос об эффективности и производительности труда. Каким образом бизнес будет компенсировать программные убытки по тем усилиям, которые работник вкладывает за свою зарплату?», — считает Кирьянов.
Председатель Комиссии ОП РФ подчеркнул, что уровень безработицы в России не так высок, а если сократится рабочая неделя, то возникает вопрос: «как возместить все недостающие рабочие места, все те часы, которые необходимо для нормальной жизнедеятельности человека?».
Получается тогда парадокс: работать надо меньше, при этом увеличивать показатель производительности труда.
Однако перерасчет заработной платы для такого режима работы не составит труда. Как рассказала генеральный директор Торгового Дома «ЭнергоТехСервис» Ксения Табакаева, зарплаты они считают при помощи специальной программы «1С: Предприятие». Перерасчет не потребуется.
«В рабочей неделе 40 рабочих часов, то есть 5 дней по 8 часов, — объясняет гендиректор. — Переход на четырехдневную рабочую неделю не повлечет за собой перерасчета, по причине того, что увеличится продолжительность рабочего дня. Таким образом, 8 часов пятого дня перераспределятся на рабочие 4 дня. Количество рабочих часов в день станет — 10 часов».
Количество часов в неделю, как напомнила Табакаева, нельзя ставить меньше, согласно Трудовому кодексу.
Что касается физического здоровья граждан, для такого режима работы всё не так однозначно. Терапевт Международного Медицинского центра «ОН КЛИНИК» Людмила Василенко рассказала, чем чревата такая нагрузка.
«Дело в том, что стандарты не одинаковые, — обозначила она. — Многие исследования проводились без привязки к возрасту, их целью было определить оптимальную продолжительность рабочего дня, которая каждую неделю позволяла бы достигать максимума. И в результате исследований оказалось, что самые способные специалисты работали 21-35 часов в неделю, но не более 3-5 часов в день».
Василенко добавила, что, согласно исследованиям «в нынешних экономических условиях людям приходится работать дольше, чем предыдущим поколениям, однако в биологическом и эмоциональном смысле разум человека после 40 лет не рассчитан на стресс и восьмичасовую ежедневную работу». Но не только в этом дело. По словам терапевта «ОН КЛИНИК», люди, работающие сверхурочно, «часто страдают от хронического стресса, нарушений когнитивных функций, психических расстройств».
«То, как негативно стресс влияет на работу мозга, — говорит Василенко. — Подробно описано в различных нейробиологических исследованиях. В первую очередь, стресс влияет на когнитивные способности через гормоны. Стероидные гормоны, гормоны стресса кортизол, которые, в свою очередь, воздействуют на кратковременную память, концентрацию, сдерживание чувств, рациональное мышление».
А вот с точки зрения психолога, руководитель психологического центра «Тортила» Олеси Поляковой уровень стресса от переработок действительно очень высокий и уменьшение количества рабочих дней в неделе может понизить уровень невротичности в социуме, по крайней мере, в крупных городах. Семейным парам, по ее мнению, это скорее пойдет на пользу.
«По моим наблюдениям, люди в крупных городах очень сильно нуждаются во времени на саморазвитие, на занятие хобби, на общение с семьей. Очевидно, из-за работы люди не успевают развивать какие-то другие ресурсные сектора своей жизни. Учитывая именно уровень психосоматических заболеваний, который связан с тем, что человек живёт недостаточно той жизнью, которой он хочет жить, я скорее вижу положительные стороны», — считает Полякова, добавив, что «увеличение рабочего времени в течение дня скажется скорее на эффективности самого рабочего процесса, поскольку сложно поддерживать работоспособность более 8 часов в день, а вот уровень общего стресса, вероятно, хотят компенсировать дополнительным выходным днем».
По мнению психолога, «возникают вопросы другого порядка: как работающие родители смогут вовремя забирать ребенка из детского сада, помогать школьнику делать уроки. Потребуется адаптация».
При низком уровне профессионализма, повышенном уровне стресса, низкой культуре труда, далеко не высоким экономическим показателям, зачем россиянам предлагают работать четыре дня в неделю? — вопрос риторический.
Спасёт ли Россию «глубинный народ», создающий «непреодолимую силу культурной гравитации, которая соединяет нацию и притягивает (придавливает) к земле (к родной земле) элиту, время от времени пытающуюся космополитически воспарить»? Тоже неясно.
Дарья Евсеева