Куда ведет Антишелковый путь?

Куда ведет Антишелковый путь? коллаж «Гражданские силы.ру»

13 сентября 2023 15:44:00

1100

Президент США Джо Байден и премьер-министр Индии Нарендра Моди объявили о создании международного транспортно-логистического проекта, явно альтернативного китайской инициативе «Пояс и Путь». Однако обилие вероятных проблем реализации вызывают сомнения в его эффективности

От недавнего саммита стран «Большой двадцатки» (G20) наблюдатели не ожидали каких-то прорывных новостей. Слишком разные страны собрались в объединении двух десятков ведущих государств мира, слишком различаются и их интересы, и их ресурсы, и уровень развития. Тем более что от посещения Нью-Дели, где проходила встреча, отказались лидеры двух ведущих государств незападного мира, России и Китая.

И все же сенсация стряслась. Президент США Джо Байден и глава индийского правительства Нарендра Моди заявили о запуске нового экономического коридора, который должен связать Индию через Ближний Восток с Евросоюзом. О своем участии в проекте уже сообщили, кроме стран Евросоюза, Саудовская Аравия, ОАЭ, Израиль и Иордания.

На бумаге проект выглядит весьма масштабно: он предусматривает создание двух транспортных коридоров, восточного, который должен связать Индию с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) через Персидский залив и северного, связывающего ОАЭ по суше через Саудовскую Аравию (СА), Иорданию и Израиль, а потом морским маршрутом с Грецией.

Более того, в рамках проекта вдоль сухопутной части проекта должен пролечь интернет-кабель, а также трубопровод для прокачки водорода (его предполагается добывать с помощью «зеленых» видов энергетики). Таким образом, планируется создать единый «зеленый и цифровой мир», объединяющий Юг и Восток с Европой. В случае реализации, новый коридор станет серьезным подспорьем Суэцкому каналу, а все вместе, как сказал Байден, это приведет к «более стабильному, более процветающему и интегрированному Ближнему Востоку».

Не нужно обладать особым стратегическим мышлением, чтобы увидеть, что предлагаемый проект, у которого пока нет собственного названия, должен стать прямым конкурентом китайской глобальной инициативы «Один пояс – один путь». Но китайский проект, который в этом месяце встречает свой десятилетний юбилей, успел преодолеть множество препон, с которыми только предстоит столкнуться новорожденному.

Интерес Индии понятен. Давний и непримиримый оппонент Китая, не желающий соединятся с ним ни в еде, ни в питье, ни в молитве хотел бы быть независим от него и в торговле. Схожая мотивация и у Евросоюза, которому нужно бы диверсифицировать импорт и торговые маршруты, дабы не зависеть от Поднебесной. Понятны и выгоды ближневосточных стран, включенных в проект: он подразумевает солидные инвестиции в инфраструктуру, львиная доля которых достанется именно им. Но простите, причем тут США, которые, по словам Байдена, и планируют стать основным инвестором проекта?

— Американцы потихоньку запускают свою любимую игру, успешную на всех направлениях в Африке, на Ближнем Востоке, в Европе, – «разделяй и властвуй», — объясняет в интервью «Известиям» востоковед, публицист Андрей Онтиков. — По сути, США будут эксплуатировать эти противоречия между Пекином и Нью-Дели, будут сталкивать их лбами в самых разных сферах, в том числе торговых, и снимать сливки.

Напомним, что это уже не первая попытка США перебить Пояс и Путь собственным логистическим проектом. Еще десять лет назад, при президенте Обаме, Америка пыталась запустить альтернативные Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство (ТТИП). Обе инициативы довольно скоро тихо скончались, причем по ТТИП даже не успели подписать какого-либо итогового документа.

Заметим – это вовсе не потому, что инициативы были плохими, непродуманными. Но когда речь идет о глобальном экономическом проекте с участием десятка и более государств, вылезает множество «узких мест», «расшить» которые крайне сложно. И, похоже, новая инициатива Индии и США сплошь состоит из одних узких мест.

В реализации проекта его участникам предстоит столкнуться с множеством вопросов, из которых деньги занимают едва ли не последнее место. Китай уже сталкивался с ними и относительно успешно преодолел большую их часть.

Начнем, однако, с денег. Ни предполагаемый объем инвестиций, ни хотя бы ориентировочные сроки реализации проекта пока неизвестны. Однако наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд оценивает его запуск в $20 млрд. Принц не уточнил, общая ли это оценка, или речь идет только о вложениях королевства, но сумма в любом случае весьма скромна.

Напомним, на брифинге, посвященном Третьему Форуму «Пояс и Путь» официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь сообщил, что за десять лет работы «в рамках инициативы было реализовано более 3 тыс. совместных проектов и привлечены инвестиции на общую сумму почти 1 трлн долларов США».

Вряд ли новый проект потребует меньше средств. Как объясняет в интервью «Ведомостям» генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, хотя сухопутный коридор и позволяет в теории значительно сократить скорость доставки товаров из Азии в Европу, современное состояние железных дорог, например, в Греции, требует серьезной реконструкции. А в арабских королевствах они вообще практически отсутствуют.

«Даже без учета геополитических рисков на создание инфраструктуры уйдут годы, только на проектирование потребуется не менее двух лет», – считает эксперт.

Но и после реанимации инфраструктуры (а она потребуется практически всем странам-участницам) остается проблема перевалок и перегрузок: с кораблей на автопоезда, с них – на железную дорогу и снова на корабли. Именно такая схема «убила» альтернативные маршруты в обход России, которые отдельные страны пытались пропихнуть в рамках все того же китайского «Нового шелкового пути».

Речь идет о маршрутах в Европу через Грузию и Турцию и Грузию и Украину. Довольно быстро выяснилось, что из-за большого количества границ и перевалок с одного вида транспорта на другой они работают заметно медленнее и доставка грузов по ним обходится дороже. Учитывая, что на предлагаемом Индией и США маршруте расположено множество таможен со своими тарифами и правилами, привести их работу к единому знаменателю будет непросто. В Китае, заметим, занимаются этой задачей давно и системно.

Но главный вопрос заключается в том, что и куда участники проекта собираются возить по новому маршруту? Зеленая энергетика, единое информационное пространство и трубопроводный водород – это, конечно, чудесно, но все же это чудеса неблизкого будущего. А сейчас?

С тех пор, как обострились отношения между США и Китаем, западный мир начал активно искать замену «всемирной фабрике». И одной из подающих надежды поначалу показалась Индия, многие технологические гиганты начали потихоньку переводить сюда свои производства. Вот только они быстро столкнулись как с отсутствием инфраструктуры и дефицитом энергии, что еще было бы решаемо, так и с местными социально-культурными особенностями.

Как сообщил в январе 2023 г. Bloomberg, инвесторы испытали немалое разочарование в этой стране, а часть их вовсе отказалась от первоначальных планов. Не помогла даже провозглашенная Моди программа «Делай в Индии». Есть ли хоть какая-то надежда на то, что за время строительства нового транспортно-логистического коридора ситуация изменится?

Второй вопрос – а кому продавать все то, что будет произведено в Азии и добыто на Юге? Коридор оканчивается в Европе, однако там сейчас достаточно своих проблем, не последнее место среди которых занимает рецессия.

Частично предполагаемый коридор уже сейчас загружен китайскими товарами, и вряд ли Пекин будет возражать, если участники проекта пополнят ряды его покупателей.

Позицию же России выразил президент Владимир Путин. «Я считаю, что это нам на пользу, нам это будет только помогать развивать логистику… Правда, американцы впрыгнули в этот поезд в последний момент, но для них я вообще не вижу большого смысла в этом проекте находиться… Между тем, дополнительное движение товаров по этому коридору — это по сути дополнение к нашему проекту «Север-Юг». Мы здесь ничего не видим, что могло нам как-то помешать», – сказал он в ходе своего выступления на пленарном заседании Восточного экономического форума.

Так что – пусть строят.

Илья Никонов
Теги: Антишелковый путь, Индия, США