Лукашенко снова едет в Москву. Что могут обсудить лидеры Беларуси и России

Лукашенко снова едет в Москву. Что могут обсудить лидеры Беларуси и России Максим Гучек / EPA / ТАСС

14 сентября 2023 17:57:00

2207

Лидер Беларуси Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Москву. Завтра у него должна пройти встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. Главы государств планируют обсудить международную обстановку, региональные проблемы, а также различные аспекты экономики, включая промышленность, сельское хозяйство и ход процесса импортозамещения

РБК напоминает, что это уже пятый приезд Лукашенко в Россию с начала 2023 года. До этого он встречался с Путиным в феврале, апреле, июне и июле.

Во время встречи 23 июля в Санкт-Петербурге президенты договорились содействовать друг другу в сфере безопасности и выразили обеспокоенность концентрацией польских войск на западных границах. Также было решено продолжать экономическое сотрудничество с опорой на собственные силы. Взаимный товарооборот уже достиг 45 млрд долларов и по итогам года должен продемонстрировать дальнейший рост. Что именно будет обсуждаться на предстоящих переговорах, официально не уточняется. Однако политолог Андрей Перла перечислил несколько основных тем, которые наверняка будут подняты во время встречи. Эксперт обратил внимание на то, что встреча Лукашенко и Путина заранее не анонсировалась и, вероятно, носит срочный характер. По мнению Перлы, лидеры не смогут обойти вниманием дальнейшую судьбу ЧВК «Вагнер». Политолог назвал это инструментом, «который совершенно необходим Лукашенко для давления на Польшу и Литву. Если этот инструмент сейчас не вполне удобен, его можно попытаться изменить, но его ни в коем случае нельзя потерять».

Кроме того, проблемой в обоих государствах считают милитаризацию Польши, которая активно наращивает военный потенциал и увеличивает как закупки, так и собственное производство вооружений.

Недавно Польша и Беларусь взаимно обвинили друг друга в нарушении воздушного пространства военными вертолётами, что лишь добавила напряжённости приграничной обстановке. Вероятно, существует потребность обсудить реакцию Беларуси и РФ, являющихся в том числе военными союзниками в рамках ОДКБ и Союзного государства, на возможное обострение ситуации на польской границе. Наконец, по мнению Андрея Перлы, ещё одним пунктом программы переговоров может стать «вечная тема» экономической интеграции, которая становится ещё более актуальной на фоне увеличения значимости России для глобального продовольственного рынка.

Что касается польского вопроса, Варшава в последнее время действительно форсированными темпами модернизирует свои вооружённые силы и закупает оружие, в том числе наступательного характера, у ведущих мировых производителей. Местная пресса предполагает, что власти Польши готовятся к скорому вооружённому конфликту, и задаются вопросом, когда он может начаться. О такой подготовке свидетельствует и рассмотрение проекта плана управления страной в условиях войны.

Впрочем, на фоне происходящего в соседней Украине понятно, почему польское руководство не рассматривало угрозы безопасности всерьёз и не готовилось к ним. Президент республики Анджей Дуда обещал, что в следующем году оборонные расходы Польши превысят 4% от ВВП, что вдвое превышает рекомендованный уровень для членов НАТО. Глава государства назвал этот рост расходов ценой, которую необходимо заплатить за свободу и суверенитет Польши.

На фоне размещения российского тактического ядерного оружия в Беларуси польское военное руководство обратилось к НАТО с аналогичным предложением разместить ядерные вооружения на территории Польши, хотя положительного ответа пока и не последовало. Если вспомнить, что Лукашенко говорил, что «власти Белоруссии готовы к возможной попытке мятежа или переворота», его желание регулярно сверять часы в сфере безопасности с российским коллегой выглядит логичным.

В экономике тем для обсуждения тоже предостаточно. Доцент кафедры евразийской экономической интеграции РАНХиГС Сергей Рекеда отмечал, что даже в условиях западных санкций, наложенных на РФ и Беларусь, интеграционные процессы продвигаются достаточно успешно, о чём, по словам эксперта, свидетельствует позитивная статистика за 2022 год по двусторонней торговле, инвестиционному сотрудничеству и числу совместных предприятий. Сотрудничество развивается в том числе на уровне российских и белорусских регионов. Однако Рекеда признал, что пока только формируются механизмы противодействия санкциям и стимулирования импортозамещения, а проблема дефицита специалистов в этих областях сохраняется.

Кроме того, как ранее рассказывал замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, в рамках Союзного государства, которое ещё с 1999 года пытаются построить Москва и Минск, полноценная экономическая интеграция невозможна без политической. В таком случае должна появиться некая работающая политическая надстройка в виде единых руководящих органов, таких как кабинет министров, парламент и Центробанк, должна быть введена общая для обеих стран нормативно-правовая база. Однако Лукашенко не раз давал понять, что на полноценную политическую интеграцию он не готов и дорожит белорусским суверенитетом. Тема возможного объединения России и Беларуси в единое образование вновь обсуждалась в информационном пространстве в феврале 2023 года, когда Путин, помимо Лукашенко, встречался также с лидерами частично признанных Абхазии и Южной Осетии. Однако и тогда принципиальных подвижек в эту сторону не произошло. Сложность заключается в том, что Москва и Минск вроде бы не желают оставаться на уровне двух очень близких, но всё же отдельных государств, а что такое Союзное государство, на каком юридическом фундаменте оно должно развиваться и на каких принципах реально будет функционировать, до конца определить также не могут. Поэтому обсуждать двум президентам действительно нужно многое. Другое дело, что официальные итоги встречи, скорее всего, окажутся похожими на официальный анонс углубления дальнейшего сотрудничества. А реальные договорённости могут ещё долгое время оставаться закрытыми для широкой общественности.

Теги: Лукашенко, Путин, Россия, Беларусь