Навстречу 50-летнему юбилею Вудстока: что россияне знают о крупнейшем антивоенном фестивале в истории?

Фото из социальных сетей

04 марта 2019 19:01:33

3144

Хотя и считается, что цветы, которые хиппи заплетали в свои длинные волосы, давно увяли, а само поколение «детей цветов» коротает свой век за просмотром телевизора, нянчит внуков, поглаживая боевые плеши, украшенные некогда роскошной шевелюрой, в действительности память об этом движении до сих пор жива.

Как и живы (в том числе в России) современники и носители странной идеологии, сформировавшейся в США в конце шестидесятых годов, воплощением которой стали молодые люди одетые в рваные джинсы, увешанные феньками и распространяющие повсюду, где они появлялись терпкий запах марихуаны в смеси с индийскими благовониями. Хиппи народились, как протест против войны во Вьетнаме, общества потребления, консерватизма и лицемерия. Битлы обозначили лозунг движения, возникшего будто бы из ниоткуда и распространившегося по планете со скоростью лесного пожара кратко: «Все что тебе надо, это любовь!». В этом году отмечается полувековой юбилей знаменитого музыкального фестиваля в Вудстоке (США).

Двухэтажное кафе «Восток» в подмосковном авиагородке Чкаловский, известного тем, что здесь в свое время жил Гагарин, с местного аэродрома отправился через Северный полюс в свой знаменитый полет Чкалов, популярно среди местных жителей по сей день. Однако, разве что редкие старожилы сейчас вспомнят, что среди «неформальной» молодежи шестидесятых-семидесятых годов прошлого века это заведение называлось не иначе, как «Вудсток». В то время, как рок-н-ролл и тяжелый рок находился в стране Советов под спудом, в этом кафе выступала тогда местная группа «Скоморохи», в которой играли старшеклассники. В свой репертуар они включали западные группы, гремевшие тогда на весь мир, хотя и известные большинству советских меломанов разве что по «вражьим голосам», или просачивавшимся с огромным трудом через железный занавес пластинкам и пленочным записям. Поскольку на Чкаловской жили в основном летчики, многие из которых летали в капиталистические страны, музыкальная «идеологическая зараза» завозилась сюда чемоданами. И юная поросль, зараженная пагубным влиянием, не замедлила появиться среди пионерско-комсомольского контингента тех лет.

Хотя в наши дни поселок Чкаловский представляет собой по сути большую деревню, где все друг друга знают, если не лично, то хотя бы через знакомых, с этим необычным человеком мне довелось встретиться впервые. Респектабельный седовласый мужчина в очках, с которыми контрастировали серьга в ухе и массивный перстень-печатка с загадочным эзотерическим символом представился просто «Андрей». В местном сквере под вечер возникают импровизированные компании, но увидеть здесь человека потягивающего Coca-Cola, вместо традиционного русского напитка, чрезвычайно сложно. Разговорились. Поскольку в ногах правды нет, решили перекочевать в кафе «Восток», куда в свое время захаживал еще Юрий Гагарин.

«А вы знаете, что на самом деле это никакой не «Восток», а «Вудсток?», — огорошил автора неожиданным сообщением новый знакомый. — «Да-да, здесь в свое время мы выступали с нашей командой «Самоцветы». Было это в конце шестидесятых годов. И хотя считается, что советские люди были плохо проинформированы о происходящем на Западе, в чкаловской молодежной среде все были прекрасно осведомлены о грандиозном фестивале хиппи в американском Вудстоке. После этого, с 1969 года за этим рестораном среди местных жителей и прочно закрепилось второе название — «Вудсток».

Как выяснилось, собеседник оказался местной живой легендой Андреем Патаракиным. В свое время «Скоморохи»,где он был барабанщиком, наделали немало шуму среди партийно-комсомольских органов и «особистов» военного городка, исполнив песни «Биттлз» прямо у вечного огня, пылающего в основании памятника героям авиации. Стремительный краснозвездный истребитель МиГ-21, украшающий монумент, в тот день стартовал в небесную высь под грохот барабанов и рев гитар «Скоморохов». Бросившую советским порядкам группу составили Александр Адамович, «Адамо» — гитара, вокал; Юрий Бекетов, «Чарли старший» — бас-гитара; Андрей Патаракин, «Энди Таккер» — ударные, вокал. Много лет спустя Патаракин, которому сейчас уже под семьдесят, кроме музыки занимающийся также стихосложением посвятил тем временам такие строки:

Когда друзья ещё не умирали,

Мы блюз, и ритм-энд-блюз, и рок играли

У нас на «Чкаловской», в кафе «Восток»,

Которое по-нашему звалось «Woodstock»

Напомним, что «Вудсток» — один из культовых рок-фестивалей, прошедший с 15 по 18 августа 1969 года на одной из ферм городка в сельской местности штата Нью-Йорк, США. Событие посетило около 500 тысяч человек, а среди выступавших были такие исполнители, как The Who, Jefferson Airplane, Дженис Джоплин, Creedence Clearwater Revival, Джоан Баэз, Джо Кокер, Джими Хендрикс, Grateful Dead, Рави Шанкар, Карлос Сантана и многие другие. Помнит ли кто-либо сейчас об этом грандиозном событии, ставшем ярчайшей вехой в истории хиппи и антивоенного движения? С таким вопросом «Гражданские силы.ру» обратились к людям разных профессий и возрастов. Вопросы были составлены в следующем порядке.

1.Слышали ли Вы о «Вудстоке-69», возможные личные впечатления из молодости?

2. Насколько антивоенные идеи, основывавшиеся на идеологии хиппи времен вьетнамской войны актуальны в наше время?

3.Возможно ли в России аналогичное музыкально-пацифистское движение, и необходимо ли оно сейчас? Каково может быть возможное отношение властей и населения?

4. Что Вы думаете по поводу антивоенных высказываний российских актеров и музыкантов - Серебрякова, Макаревича, Нагиева. Почему на Ваш взгляд они встретили негативное отношение со стороны российских деятелей и официальных СМИ?

«О «Вудстоке» я слышал и смотрел отрывки выступлений только на видео и звуковых носителях, поскольку сам не жил в то время. Антивоенные идеи всегда актуальны потому, что человечество еще нескоро научится обходится без войн — любая конструктивная компания по предотвращению войн – актуальна, в том числе и со стороны рок-музыкантов. При этом не следует рассматривать звезд музыки, театра и кино и т.п., как неких Леонардо да Винчи талантливых во всем и безоговорочно воспринимать их суждения о войне как некую истину в последней инстанции – то, что вы отлично исполняете блюз или гениально играете Гамлета, не означает, что вы еще и лучше всех разбираетесь в теории войн.Бывает, что участие одной из сторон в войне оправдано и справедливо, как сказал St. Ambrose, труды которого стали составляющей частью теории справедливой войны: «Тот, кто знает, что зло ведет другой и ничего не делает, тот виновен во зле», — рассказал «Гражданским силам.ру» директор программы Russia Matters при Белферовском центре науки и международных отношений в Гарвардском университете (48 лет) Симон Сараджян.

Интересным оказалось мнение деятелей религиозной мысли. При этом, если одни из теологов и религиозных журналистов практически ничего не знают о «Вудстоке» и идеологии хиппи, то другие находят их вполне соответствующими христианским ценностям. Особенно в части пацифизма.

«С учетом того, что я родился в 1977, личных воспоминаний молодости о «Вудстоке» у меня нет. Родителям в 1969 году было по 19 лет, и теоретически у них могли быть какие-то собственные воспоминания. Но железный занавес работал так хорошо, что до них в свое время информация о фестивале не дошла. И тоже — личных воспоминаний нет. Конечно, когда я стал интересоваться рок-музыкой в начала 1990-х, я читал и о «Вудстоке». Но почему-то представление о нем было чисто музыкальным: туда собрались множество людей, которые потом стали всемирно известными рок-музыкантами, а тогда были просто молодыми и начинающими. Но что это был антивоенный фестиваль — не помню, чтобы «Вудсток» в тех статьях, которые я читал, подавался именно так. Антивоенные идеи актуальны, пока война возможна. То есть всегда. По крайней мере, в обозримом будущем. Если же говорить именно об антивоенных взглядах хиппи, то сейчас не то настроение общества. Есть в нашей стране некоторое количество хиппи и сейчас, но они непопулярны. Должно быть такое же настроение в обществе, что было в 1950-60: ощущение молодости, оптимизма, того, что всё ещё только начинается — и в то же время ощущение, что «злобные силы» в любой момент могут всё это отнять и загубить. И мы не только должны, но и можем приложить усилия, чтобы спасти наш мир. От милитаристов, тоталитаристов и пр. У нас такое было в недолгий период перестройки: 1987-91. А про 1960-е, даже не про нашу страну, я где-то встречал такую фразу: «Это было то время, когда слово «оптимист» еще не означало слова «идиот». По-моему, верная мысль. А сейчас такого настроения нет. Не ощущаю я его вокруг себя. Соответственно, и идеи хиппи в тренде быть не могут», — рассказал «Гражданским силам.ру» руководитель электронной библиотеки «Вне насилия» Виталий Адаменко (42 года).

По его мнению, «музыкально-антивоенное движение быть должно — до тех пор, пока музыку слушают, и воспринимают не только как развлечение, времяпрепровождение, но и как обмен чувствами и мыслями между людьми. Оно вполне возможно, оно даже и есть — до некоторой степени — так как и сейчас каждый год наши поэты-музыканты пишут песни, которые можно считать антивоенными. Даже от кого и совсем не ждешь, как группа «Би-2» или «Алиса». И даже есть совместный проект «Антиармия». Я это всё знаю. Поскольку в своей библиотеке «Вне насилия» завел соответствующую страницу и собираю подобные песни. Но может ли это быть именно в такой же форме, как «Вудсток» в 1969 году — не знаю, наверное нет. Сомнительно, что власти дадут разрешение на большой антивоенный фестиваль под открытым небом с тысячами зрителей. Несколько тысяч желающих посмотреть, я думаю, найдется. Сейчас, напротив, идет приручение рок-музыкантов, приобщение их к военно-патриотическим играм и преступлениям властей. И редкие группы отказываются в этом участвовать. Степень сопротивляемости со стороны самих музыкантов тоже невелика. Желание музыкантов противостоять властям и желание зрителей поддерживать их в этом «находятся в диалектическом единстве».

«Про Макаревича и Серебрякова могу сказать то, что они были осуждены официальными СМИ и государственными лицами — неудивительно. Чего же еще ждать от тех, кто находится на государственном содержании? На чьи деньги живут, тому и прислуживают. Уровень влияния — не скажу, совести, но самостоятельного мышления, крайне низок даже у тех, кто не живет за государственный счет. Что же говорить о тех, кто так или иначе питается от госбюджета? И это не зависит от наличия высшего образования, способностям к наукам, искусству или спорту. Вспоминается статья Солженицына «Образованщина». Хуже то, что в самом обществе не заметна поддержка таких антивоенных заявлений. Те, кто таким заявлениям сочувствует, стремятся уехать из страны, а не изменить что-то к лучшему здесь. Понимание ситуации есть, а желания что-то сделать — почти нет», — добавил Виталий Адаменко.

Главный редактор религиозного портала Credo.Press (42 года) Александр Солдатов рассказал, что о хиппи услышал уже в зрелом возрасте, и о «Вудстоке» знает немного.

«Я принадлежу уже к следующему поколению, мои сверстники увлекались не хиппи-культурой, а тяжелым роком. О хиппи я услышал уже в довольно зрелом возрасте и «с большого расстояния». К тому же, я обратился к вере в 14 лет, и в молодости как-то обошел все «субкультурные» увлечения, кроме собственно религиозных. Конечно, понаслышке я что-то знаю и о «Вудстоке», и чуть больше о Макаревиче. Но по существу я об этом ничего не знаю», — отметил А.Солдатов.

В беседе с корреспондентом издания богослов, руководитель портала «Христианский пацифизм» Геннадий Гололоб (54 года) рассказал, что узнал о «Вудстоке» из «Википедии».

Слышали ли Вы о «Вудстоке-69»?

— Возможные личные впечатления из молодости. В то время я был слишком молод, чтобы интересоваться этим фестивалем. Поэтому узнал о нем значительно позже — из «Википедии».

— Насколько антивоенные идеи, основывавшиеся на идеологии хиппи времен вьетнамской войны актуальны в наше время?

— Хиппи бросили вызов собственному правительству, проводившему агрессивную политику во всем мире. Здоровая оппозиции нужна каждому правительству, чтобы оно научилось не превышать собственных полномочий и действовать в согласии с мнением общественности. Поэтому антивоенные действия актуальны всегда и везде, где существует опасность решения всех спорных вопросов путем военного насилия.

— Возможно ли в России аналогичное музыкально-пацифистское движение, и необходимо ли оно сейчас? Каково может быть возможное отношение властей и населения?

— Как я отмечал выше, это движение необходимо. Власть и население — это разные понятия. Если власти не хотят, это движение имеет право проводить свою деятельность самостоятельно. А народ сам его оценит по достоинству без указаний сверху.

— Что Вы думаете по поводу антивоенных высказываний российских актеров и музыкантов Серебрякова, Макаревича, Нагиева. Почему на Ваш взгляд они встретили негативное отношение со стороны российских деятелей и официальных СМИ?

— Это здравые голоса. А хороших людей всегда мало. Негативное отношение к ним имеет искусственный характер. Напуганный официальной позицией властей народ глубоко в своем сознании понимает и поддерживает этих лиц. Придет время — и он перестанет бояться официального мнения, высказав собственное. Цель достижения мира между народами и людьми должна быть прерогативой любой государственной власти. При этом для ее осуществления наращивание собственной военной мощи приносит обратный эффект, т.е. производит тот же самый рост вооружения у потенциального не только противника, но и друга. Поэтому программы по разоружению, особенно атомного, очень важны для установления во всем мире доверительных отношений между странами, особенно развитыми. И кто первым начнет это разоружение, тот приобретет себе большее уважение. Сегодня не существуют идеологических противоречий, поэтому всем враждующим странам остается только немного умерить свои волчьи аппетиты, чтобы достигнуть мира во всем мире.

В условиях современной России музыкантам порой приходится агитировать против войны не только своим исполнением, но и «молчаливыми забастовками». Так, в июле прошлого года в знак протеста против милитаризации культового рок-феста «Нашествие» в Тверской области отказались от выступления группа Distemper. «В знак солидарности с панк-группами и по собственным убеждениям мы решили отказаться от участия в фестивале «Нашествие-2018», — написали музыканты в социальной сети. От участия в крупном музыкальном мероприятии отказались также такие вокально-инструментальные ансамбли, как Елизавета Гырдымова (Монеточка), «Порнофильмы», «Пошлая Молли», «Йорш», «Элизиум». Певица Монеточка извинилась перед всеми, кто мечтал увидеть ее на концерте, и пожелала «всем мира».

Сергей Путилов
Теги: Вудсток