«Оптимизация» моногородов может ударить по бюджету их жителей

«Оптимизация» моногородов может ударить по бюджету их жителей Фото © «Гражданские силы.ру»

29 ноября 2021 15:43:00

839

Минэкономразвития хочет прекратить поддержку половины моногородов. В проекте постановления правительства «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 709», опубликованном на regulation.gov.ru, изменены критерии включения населенного пункта в перечень моногородов. В результате их число сокращается с 321 до 163

Сейчас создание новых рабочих мест в моногородах субсидируется через НКО «Фонд развития моногородов» ВЭБ.РФ, и предполагается, что сокращение их перечня поможет сосредоточить средства на поддержке оставшихся моногородов. Финансирование тех проектов, которые уже его получили, будет продолжено и в тех городах, которые исключаются из перечня.

При этом сам «Фонд развития моногородов» должен быть ликвидирован в рамках реформы институтов развития, а его функции переданы другим госструктурам.

О проекте было известно давно. Перечень моногородов хотят сократить еще с 2019 года, а цифры, которые приводятся в нынешнем постановлении, были озвучены еще весной. В письме министра экономического развития РФ Максима Решетникова председателю комитета по экономполитике Сергею Жигареву отмечалось, что с момента составления перечня 131 город фактически перестал быть монопрофильным, а в 33 из них градообразующее предприятие ликвидировано.

Кроме того, 27 моногородов расположены в 50 и менее километрах от региональных центров, что, по мнению министра, «позволяет снизить социально-экономические последствия монопрофильности за счет агломерационных эффектов».

Предполагается, что люди, потеряв работу на градообразующем предприятии, найдут новую работу в ближайшем крупном городе и будут ездить туда каждый день.

Представить себе, как это может быть, можно на примере Тутаева, который должен быть исключен из перечня моногородов, поскольку расположен от регионального центра (Ярославля) на расстоянии менее 50 километров.

Автобус «Тутаев-Ярославль» идет около часа, билет на него стоит порядка 100 рублей. В пояснительной записке к проекту чиновники отмечают, что «удаленность менее чем на 50 км позволяет жителям моногородов в течение часа добраться до работы в региональном центре, в связи с чем напряженность на рынке труда моногорода нивелируется». На самом деле мы видим, что только час тратится на дорогу между двумя городам, а ведь надо еще добраться от дома до автобуса в своем городе и от автобуса до места работы в соседнем.

С учетом возможных пересадок тутаевцы, работающие в Ярославле, ежедневно тратят на дорогу не менее трех часов и трехсот рублей. В месяц это, соответственно, шесть тысяч рублей и 60 часов. Средняя зарплата в Тутаеве сейчас составляет 30-40 тыс. рублей. Зарплаты на открытых на данный момент некоторых вакансиях ведущего предприятия - ПАО «Тутаевский моторный завод» – еще ниже. То есть ежедневные поездки в областной центр среднему жителю города обойдутся не менее чем в 1/5-1/6 часть зарплаты и более двух суток в дороге каждый месяц.

Конечно, многие жители Москвы тратят на дорогу не меньше своего времени и денег, но в Москве и зарплаты другие. Для жителей моногородов необходимость ездить на работу в ближайший крупный город ощутимо снизит уровень жизни. При этом моногорода останутся фактически моногородами – в том же Тутаеве около половины (49,8) вакансий на данный момент открыто в отрасли «Производство», а три остальные отрасли с наибольшим количеством вакансий – «Строительство» (17,8%), «Транспорт/автосервис» (11,9%) и «Логистика/ВЭД/Склад» (9,8%) непосредственно связаны с производством. В совокупности на них приходится порядка 80% всех вакансий. Будет ли этот населенный пункт считаться моногородом или нет – ситуация на местном рынке труда не изменится.

Тутаев неоднократно попадал в ТОП-10 ежегодного рейтинга моногородов, который составляет Фонд развития моногородов, то есть ситуация в этом городе еще относительно благополучная. Очевидно, в случае других моногородов прекращение государственной поддержки еще более ощутимо ударит по бюджету и уровню жизни работающих горожан.

Ежедневные поездки в соседний город, наверное, не лучший способ «нивелировать напряженность на рынке труда. Жители моногородов, которые вынуждены тратить свое время и деньги на дорогу в региональный центр, скорее будут стремиться перебраться туда. Это может привести к оттоку населения из моногородов (в том же Тутаеве оно и так сокращается уже несколько лет и эта тенденция только усилится), и, соответственно, ухудшить их инвестиционную привлекательность и уровень жизни. Насколько можно понять, пока, похоже, никто не просчитывал такие риски.

Пока инициатива Минэкономразвития выглядит, скорее, как логическое продолжение «агрессивной стратегии развития инфраструктуры», которая предусматривает акцент на развитие крупных агломерации. К 2024 году власти планируют переселить более 5 млн человек в крупные городские агломерации, о чем упомянуто в перечне инициатив социально-экономического развития России до 2030 года, утвержденному премьер-министром Михаилом Мишустиным.

По мнению научного руководителя Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, эта схема напоминает ту, по которой построены американские агломерации, где основная масса населения живет в пригородах, а на работу и учебу люди ездят в центральный город.

Но насколько эта схема будет оправдана в российских условиях? И не получится ли так, что люди вместо того, чтобы ездить в соседние города на работу, просто начнут переезжать туда, где им удобнее жить? И при этом им еще надо будет находить новую работу и обустраивать свою жизнь на новом месте. 

Мария Артемова
Теги: оптимизация, Моногорода, Минэкономразвития, бюджет