Особенности трудоустройства Приморского края: что происходит сегодня на рынке труда

Особенности трудоустройства Приморского края: что происходит сегодня на рынке труда Фото © «Гражданские силы.ру»

25 сентября 2022 15:55:00

1822

Зарплата в конвертах, отсутствие трудового договора с сотрудником, подмена трудовых отношений – некоторые современные работодатели иногда пытаются обойти налоговый кодекс, прекрасно понимая, что ответственность рано или поздно наступит. Впрочем, в силу текущей сложной экономической ситуации в стране действия предпринимателей не оправданы, но понятны. Другой вопрос, как объяснить желание самих сотрудников работать неофициально?

«Дорогие» сотрудники

Сегодня, согласно общему порядку, предприниматель-работодатель должен платить за сотрудника страховые взносы по ставке 30% от заработной платы, из которых 22% поступает в Пенсионный фонд, 5,1% — на обязательное медицинское страхование в ФОМС, 2,9% — на социальное страхование в ФСС. Также с зарплаты сотрудника удерживается НДФЛ (13%). Итого получается, по общему порядку, кроме зарплаты, выданной сотруднику, 43% от этой суммы работодатель перечисляет государству в виде обязательных платежей.

Евгений Ширин, генеральный директор ООО «Профил» рассказал изданию «Гражданские силы.ру», что «зачастую сотрудник смотрит на сумму, которую будет фактически получать на руки, не задумываясь, во сколько он реально обходится работодателю».

«Ведь помимо заработной платы поставщик услуг отчисляет около 30% средств на различные налоги. Говоря простым языком, из каждых 100 тыс. рублей, сотрудник получит на руки около 67 тыс. рублей, и это если компания на упрощенной системе налогообложения. Если на ОСМ — из 100 тысяч, потраченных работодателем на з/п, сотрудник получит чуть больше 55 тысяч. Остальное уйдет на оплату социальных налогов (ПФР, соцстрах и т.д.)», — говорит Евгений Ширин.

По его словам, компании как правило без разницы как оплачивать труд наемного сотрудника. В любом случае, денежный лимит останется одним и тем же — фонд оплаты труда не меняется. «Другой вопрос, сколько человек хочет получать в свой собственный кошелек. Поэтому некоторые предпочитали бы получать зарплату в конвертах. А вот здесь уже включается индивидуальные критерии законопослушного либо незаконопослушного поведения в условиях соотношения рисков и возможной ответственности. Кто-то будет поступать в рамках законодательства, ну а определенный процент постарается его обойти. Здесь, как говорится, выбор и осознанная зона ответственности каждого», — уверен предприниматель.

Надежда Ткаченко, генеральный директор ООО «Минерал-1 (сеть ювелирных магазинов «Золотой Ажур»), пояснила, что темы трудоустройства, зарплаты и трудовых отношений не раз обсуждались на встречах и все признают: вопрос этот сложный: «С одной стороны, все граждане нашей страны обязаны соблюдать российское законодательство. Но с другой, признаем очевидный факт: многие предприниматели просто не в состоянии удержать свой бизнес на плаву при той налоговой нагрузке, которая существует сейчас и ужесточается с каждым годом. НДС повысилось с 18 до 20%. Около 30% работодатель производит налоговых отчислений в ПФР. Плюс медицинское и социальное страхование. За год Общество с ограниченной ответственностью со штатом в количестве 13 человек оплачивает налогов на общую сумму не менее 5-6 млн рублей. Это огромная сумма не только для малого, даже для среднего бизнеса. Неудивительно, что некоторые работодатели уходят в «серые схемы» по трудоустройству своих сотрудников».

Рискованное трудоустройство

Что касается самого формата трудоустройства, сегодня используется схема, при которой работодатели все чаще стараются использовать полулегальные схемы найма сотрудников, считая, что «если платить все налоги, то можно разориться», и подменяя трудовые отношения гражданско-правовыми. Речь идет о гражданско-правовых договорах (ГПД), заключающихся поставщиком услуг с исполнителем, который является самозанятым или индивидуальным предпринимателем.

«Такие договоры очень выгодны работодателю: с него снимаются все обязательства по уплате налогов за сотрудника, страховых и социальных взносов – а это порядка 23,8% ежемесячно. Кроме того, работодатель не обязан оплачивать сотруднику больничный и отпуск, обеспечивать рабочее место и не обязан создавать ему оптимальные условия работы. Если результат оказанной услуги работодателя не устроит или будет предоставлен не вовремя, он может снизить гонорар или не оплатить исполнителю данную услугу. И это будет в рамках закона. Кроме того, расторжение с человеком такого договора не сопряжено ни с какими трудностями и как правило не предусматривает никаких компенсационных выплат, если стороны не предусмотрели штрафные санкции в самом соглашении», — поясняет Татьяна Нечаева, юрист по трудовому праву hh.ru.

В свою очередь, обязательства перед официально трудоустроенным сотрудником у работодателя прямо противоположные: ему придется заплатить зарплату, даже если результат работы его не устраивает.

«Уволить официально трудоустроенного по инициативе работодателя сложнее, так как перечень оснований для расторжения договора предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации и в ряде случаев, например при сокращении, подразумевает обязательные выплаты. Налоги платить придется в обязательном порядке, а также оплате подлежат больничные листы и отпускные», — комментирует Нечаева.

По ее словам, безусловно, ГПД удобнее для заказчика услуг, нежели трудоустройство в штат сотрудника. Однако, здесь должно быть четкое понимание того, что подмена трудовых отношений гражданско-правовыми недопустима и нарушает действующее законодательство. «За такое нарушение предусмотрена ответственность. Кроме того, если факт нарушения будет доказан, работодателя заставят оплатить все налоги за тот период, в который эти нарушения были выявлены, а также оплатить сотруднику все положенные ему отпускные и трудоустроить его в штат», — поясняет юрист.

Еще одной проблемой, как отмечает эксперт, является практика выплаты зарплат в конвертах. По сути, налоговая служба видит только те отчисления, которые производятся компанией с официальной зарплаты сотрудника. В этой связи, если у человека указан минимальный размер оплаты труда, то и отчисления будут минимальные. «Но схемы эти достаточно часто раскрываются при налоговых проверках, пресекаются, а виновные наказываются. Налоговая служба в конце концов может заинтересоваться, почему у руководителя отдела заработная плата в размере 15 тыс. рублей, в то время как бухгалтер получает 200 тыс. в месяц», — отмечает Татьяна Нечаева.

Хотят зарплату в конверте

Некоторые предприниматели жалуются, что современных соискателей приходится официально трудоустраивать на работу буквально «из-под палки".

«В своей деятельности я сталкивалась с ситуацией, при которой сотрудников приходилось уговаривать устраиваться на работу официально, — рассказывает Анастасия Шаклеина, дизайнер одежды, владелица ООО «Shaklein-бренд». — Лично я как законопослушный гражданин готова платить за своих работников налоги, но парадокс – не хотели! Даже самозанятыми не желали устраиваться. У одного – пенсия, не хочет терять индексацию, у другого — долги, боится списаний по судебным производствам, третий пособий лишится при официальной зарплате. При этом для работодателя наличие трудового договора снижает риски получить некачественную услугу от работника. Официально трудоустроенный человек лучше понимает зону своей ответственности и старается выполнить работу максимально хорошо и в срок. А без договора мы, работодатели, практически не имеем эффективных инструментов воздействия на сотрудника».

«Подбор обучение и зарплата персонала — это самая больная тема у большинства работодателей. Не все люди хотят трудиться, — говорит Ирина Петрова, хозяйка базы отдыха «Шато Красный кот». — «Чтобы зарабатывать 100 тысяч рублей нужно прикладывать усилия, есть такие люди, которые ставят себе «планку» в 35-40 тысяч и готовы заниматься «ничего не деланием», лишь бы этот минимум получать. Но даже с этой копеечной зарплаты — 28% нужно отдать государству. Поэтому любая компания хочет получать отдачу от сотрудника, чтобы спокойно платить за него эти налоги. А отдачи нет». Предприниматель констатирует, что многие сотрудники сами просят зарплату в конверте: «Они (сотрудники) не думают о своей пенсии, они экономят на ней! Я как работодатель готова платить высокую зарплату своим сотрудникам и налоги, но я хочу видеть у себя тот персонал, который понимает, что высокую зарплату нужно заработать, а не получить, отбыв «рабочую повинность» на своем рабочем месте», — говорит Петрова.

Юрист Татьяна Нечаева поясняет, что при отказе от документального оформления трудоустройства нарушение законодательства происходит как со стороны работодателя, так и со стороны сотрудника. Однако, приходится признать, что в России подобные ситуации происходят достаточно часто.

«В условиях, когда люди расценивают свое официальное трудоустройство как «лишающее их определенных благ», они стараются воспользоваться сомнительными схемами, дающими возможность и получать заработанную плату, и не лишиться определенной выгоды. Так, весьма неохотно соглашаются трудоустраиваться на основе трудового соглашения граждане, достигшие пенсионного возраста, так как в статусе «работающего пенсионера» их пенсия не индексируется. Еще одна категория людей, предпочитающая работать неофициально – должники, попавшие под действие исполнительных производств. Сегодня в России достаточно большое количество людей, которые брали неподъемные кредиты и сейчас стараются скрыть свои реальные доходы, чтобы избежать исполнения по судебным производствам. Ведь при официальном трудоустройстве, часть средств пойдет на погашение задолженностей не зависимо от того, хочет этого сотрудник или нет», — рассказывает юрист.

«Лично я устраиваю людей на работу исключительно официально. Но вот парадокс. На вакансии, размещенный на сайтах объявления с весны 2022 года, не было ни одного отклика. Складывается ощущение, что все хотят больших и быстрых заработков, а молодежь вообще устремилась в блогеры. Что касается квалифицированных кадров, на Дальнем Востоке их вообще практически не найти», — констатирует Надежда Ткаченко.

Сворачивайте бизнес

В правовом государстве всё должно происходить в рамках закона. У работника всегда есть выбор в каком статусе быть трудоустроенным – по договору ГПД, как самозанятому или официально, по трудовому договору.  И если человека что-то не устраивает, он может искать работу более лучшими условиями.

«Работодатели нарушают законодательство по двум причинам», — поясняет Ирина Первак, управляющая сети концептуальных детских магазинов. — Первая это консерватизм, «старое мышление» лихих 90-х, согласно которому руководитель не считает нужным соблюдать законодательство. То есть предприятие может себе позволить, но руководитель не хочет. Вторая причина — когда для конкретного бизнеса налоговая нагрузка становится действительно непосильным бременем. Такие случаи я вижу в своей среде. Но лично я считаю, что такой бизнес надо коренным образом перестроить или закрыть. Значит сама схема его ведения неправильна».

Предприниматель отмечает, что ее ежемесячные затраты на налоги, связанные с трудоустройством соизмеримы с оплатой за интернет, видеонаблюдение и прочие мелкие расходы. «Но у меня и сотрудников немного. Когда сотрудников десятки и сотни и среди них управленцы с з/п в несколько сотен тысяч рублей, думаю задачи по оптимизации налоговой нагрузки лежит на бухгалтере, ибо там другие налоги», — полагает Первак.

Анастасия Николенко, кандидат политических наук говорит, что «серые» схемы в правовом государстве возникают в тех условиях, когда люди вынуждены обходить бюрократические препоны и несовершенства системных процедур, когда все слишком усложнено: «Если предприниматель не «вывозит» финансовую нагрузку, ему вообще не стоит заниматься бизнесом. И наоборот, если ты хочешь качественно и честно работать, приходится быть готовым к расходам, иначе не бывает».

Что делать?

Предпринимательская деятельность – это априори деятельность по извлечению прибыли. Для этого должны быть созданы условия, при которых построить бизнес должно быть удобно, а работать выгодно и безопасно. Без этого не может развиваться бизнес. Такую точку зрение высказала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина.

«Мы неоднократно говорили о том, что совокупная ставка налогов на труд в России остается очень высокой, можно сказать, что налоги на труд выше, чем налоги на капитал. Именно поэтому часть предпринимателей, пытаясь сохранить прибыльность предприятий применяют зарплаты в конвертах. В большей степени это касается микропредприятий. Правительство РФ наконец-то признало этот факт и снизило для субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в реестр МСП размер страховых взносов до 15%, но только на сумму выплат работнику свыше минимального размера оплаты труда. Этой меры, конечно недостаточно, особенно для предприятий Дальнего востока и северных территорий, у которых МРОТ увеличен из-за северных надбавок. Институт уполномоченных неоднократно предлагал, и эта инициатива включена в ежегодный доклад Б.Ю. Титова президенту РФ, что 15% необходимо распространить на всю сумму начисленной заработной платы», — отметила Шемилина.

При этом, омбудсмен подчеркнула, что работа в качестве самозанятого – не лучший путь для сотрудника. «Это не включается в трудовой стаж, нет обязанности уплачивать страховые взносы в ПФ РФ. Эта категория граждан может производить добровольные платежи в целях пенсионного обеспечения. А что касается найма самозанятых на постоянную работу — это большой вопрос. Налоговые органы многократно говорили о недопустимости подмены трудовых отношений. Самозанятого можно привлечь для оказания услуги или выполнения работы, но разово, а не на постоянной основе».

По мнению Марины Шемилиной, выход есть — создание нормальных условий. «Предоставление льготы для МСП в очередной раз показало, что снижение ставок не привело к снижению общих поступлений. Такая же ситуация была в свое время и со снижением ставок по НДФЛ – при их снижении, общая сумма поступления по НДФЛ возросла. Надо сделать так, чтобы предпринимателям было выгодно работать в белую, работа с конвертами — это всегда большой риск», — уверена уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае.

«Думаю, что необходимо развернуть общую политику государства лицом к малому и среднему бизнесу, который и является основой благополучия любой страны», — подчеркнула Надежда Ткаченко.

Анна Мацовская
Теги: трудоустройство, Приморье, Дальний Восток