Подъём миграционной волны. В ЕC снова обсуждают введение контроля на внутренних границах из-за притока нелегалов
24 октября 2021 15:20:00
За последние месяцы тема наплыва мигрантов успела сойти с первых полос европейской прессы, её затмили смена власти в Германии и газовый кризис. А между тем, эта проблема никуда не делась и продолжает оставаться весьма острой
Из-за увеличения числа уроженцев ближневосточных и африканских стран, желающих попасть на территорию единой Европы, вновь стало актуальным возможное введение пограничного контроля между странами союза. Об этом накануне говорил министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер. Он заявил, что выступает против погранконтроля внутри ЕС, однако избежать такого сценария удастся лишь в том случае, если защита внешних рубежей будет достаточно эффективной.
Такое заявление немецкий министр сделал в связи с продолжающейся напряжённостью на белорусско-польской границе.
Напомним, ещё в мае этого года Александр Лукашенко, объявленный победителем президентских выборов в Беларуси в 2020-м, сказал, что Беларусь была барьером на пути мигрантов в Европу, но отныне перестаёт выполнять эту функцию. Это произошло на фоне полного краха европейско-белорусских отношений. Евросоюз не признаёт Лукашенко президентом страны, а после принудительной посадки самолёта RyanAir в Минске, на котором летел блогера Роман Протасевич, ЕС ввёл, по сути, транспортную блокаду Беларуси и жёсткие экономические санкции. После демарша Лукашенко по поводу отказа от якобы сдерживания мигрантов по удивительному совпадению к границам Польше и стран Балтии со стороны Беларуси хлынули потоки беженцев, в основном, из Ирака.
Если не предполагать, что сами белорусские власти содействуют организации транзита мигрантов через свою территорию, то этот маршрут выглядит далеко не самым очевидным для беженцев. Обычно они прибывают в ЕС морем из Северной Африки или через Турцию, если перемещаются с Ближнего Востока, и это логично. Но с начала лета 2021 года стремительно вырос поток иракцев, сирийцев и афганцев, пересекавших границы Литвы, Латвии и Польши. Сначала власти этих стран, а затем и Германии обвинили белорусский режим в гибридной агрессии и использовании мигрантов в качестве оружия в политической борьбе с Европой. Национальная компания «Белавиа» и ряд ближневосточных авиаперевозчиков открыли прямые регулярные рейсы в Минск из Багдада, Басры и других городов, откуда раньше в Беларусь массово никогда не летали. Первыми сориентировались в Вильнюсе. Когда закончились немногочисленные места для приёма новых претендентов на убежище, Литва наглухо перекрыла границу с Беларусью и ввела режим ЧС. Позже такие же меры в приграничных регионах приняла Латвия. Потоки мигрантов были перенаправлены к более протяжённой польской границе. Поляки также начали укреплять рубежи и не допускать на свою территорию тысячи скопившихся на границе гостей с Ближнего Востока. Однако разворачивать на подходах удаётся отнюдь не всех, и Евросоюз в целом вынужден реагировать на угрозу. Германия уже ввела выборочную проверку документов на границе с Польшей. Однако до полноценного пограничного контроля ещё далеко.
Всё тот же глава германского МВД Зеехофер несколько дней назад сказал на пресс-конференции, что сейчас главная задача – дать мигрантам понять, что дальше Польши они не пройдут и попасть в наиболее благополучные страны Западной Европы не смогут. Тогда у них не будет стимула пользоваться белорусским маршрутом. И кажется, эта стратегия начинает работать, хотя и не совсем так, как ожидал немецкий министр.
Границы ЕС с Беларусью уже достаточно укреплены, туда стянуты большие силы самих соседних стран, прибывшая на подмогу немецкая полиция и офицеры европейского агентства охраны внешних границ FRONTEX. И беженцы, которые прилетают в Беларусь, но не могут пройти дальше, становятся проблемой для самого Минска.
Как сообщили источники Deutsche Welle, точное число нелегалов, скопившихся на белорусской стороне, неизвестно, но их может быть уже больше 15 тысяч. Большое количество непредвиденных гостей на улицах белорусских городов начинает вызывать недовольство местных жителей и требует всё больших расходов от государства, которое изначально рассчитывало по-быстрому переправить их в Евросоюз.
В середине октября белорусские власти начали возвращать ограничения на въезд в республику из стран Африки и Ближнего Востока. Граждане Афганистана, Йемена, Сирии, Нигерии и нескольких других стран, ставших основным источником притока мигрантов, отныне не могут получить визу на месте, по прибытию в минский аэропорт, а должны обращаться за разрешением на въезд по месту проживания в белорусские консульства.
По традиционным маршрутам, например, через Грецию и Турцию, беженцы, конечно, продолжат прибывать, однако самое непривычное и вызывающее наибольшее беспокойство у чиновников ЕС белорусское направление в ближайшие месяц-два, кажется, может быть закрыто. Чрезвычайные меры на восточных границах приносят свои плоды. И на этот раз, по всей видимости, удастся обойтись без крайних мер внутри самого союза. Ведь свободное перемещение по всем странам ЕС – гордость этого объединения и одно из главных преимуществ, которое страны стараются максимально сохранять даже в сложных условиях. А пандемия и прошлая волна миграции в 2015-м уже и так нанесли достаточно ударов по свободе передвижения. Так что Европа скорее предпочтёт полностью изолироваться от беспокойной Беларуси, чем доставлять неудобства своим гражданам и легальным гостям излишними внутренними преградами.
Алексей Черников