Президент фонда «Женщины атомной отрасли» рассказала о «синдроме самозванца» и что может помешать карьере женщины-учёного

Президент фонда «Женщины атомной отрасли» рассказала о «синдроме самозванца» и что может помешать карьере женщины-учёного Скриншот из видео эфира

06 июня 2023 19:46:00

2911

Женщина должна быть твёрдо убеждена, что хочет посвятить свою жизнь науке и заручиться поддержкой своих близких. Без этого ей будет крайне сложно подняться по карьерной лестнице

Об этом заявила во время лекции в рамках проекта «Школа наставничества» президент фонда «Женщины атомной отрасли» в ГК «Росатом», лектор Российского общества «Знание» Евгения Еньшина.

Спикер выступила перед участницами проекта с темой «Женское лидерство в науке — искусство создавать». Это четвёртая лекция наставников во втором сезоне всероссийского проекта.

Говоря о женщинах в науке, Еньшина подчеркнула, что без поддержки самых близких людей будет сложно обойтись. Как показывает практика и статистические исследования, именно этой поддержки женщинам часто не хватает. Во многом близкое окружение и родные люди находятся под вилянием стереотипа, который образовался после десятилетий внушения того, что девочка, проще говоря, должна заниматься куклами, а мальчики – техникой. Этот же шаблон, по мнению спикера, существует и в обществе, и даже в научном сообществе. Не случайно появился такой термин как «синдром самозванца», когда женщину считают недоучкой или, попросту говоря, выскочкой. В итоге женщина сама начинает себе внушать, что «где-то когда-то чему-то недоучилась».

«Женщины в науке нужны. Это показывает история, ведь женщинам принадлежат величайшие открытия. И сегодня предпринимаются усилия для того, чтобы в науку не просто приходило, но и как можно больше оставалось именно учёных-женщин. Для этого разрабатываются и внедряются различные программы, в том числе и такой проект как «Школа наставничества», — сказала президент фонда «Женщины атомной отрасли» в ГК «Росатом».

Спикер отметила, что на сегодняшний день «на входе» в науку, то есть на уровне магистратуры и аспирантуры или в организации тех или иных научных проектов число мужчин и женщин примерно равное, в то время как «на выходе» – в виде руководителей проектов, институтов или лабораториями – женщин не более 5%.

Одной из основных проблем карьерного роста, кроме сложившихся стереотипов, Евгения Еньшина считает, что в медиа пространстве крайне мало информации о женщинах-учёных и женщинах-руководителях.

«Информационный ливень, под которым все мы находимся без зонта, обходит стороной женщин в науке. А ведь истории, репортажи о них, интервью с ними могли бы служить примерами для девушек, планирующих связать свою жизнь с наукой. Всё это приводит к тому, что многие молодые женщины-специалисты не идут в науку, а если и остаются в ней, то не достигают высот, которых могли бы достигнуть», – считает эксперт.

По словам спикера, гендерная повестка остаётся актуальной, причём и в научном сообществе. И дело не только в «синдроме самозванца».

«К примеру, многие не приемлют квотирование мест в науке для женщин, как это стали делать в ряде европейских стран. И тут сложно не согласиться с таким неприятием, потому что, на мой взгляд, любые директивы сверху вызывают такое отношение, причём, в любой сфере и отрасли», – сказала Евгения Еньшина.

Поэтому для равенства возможностей нужен системный и комплексный подход к решению этой проблемы – это привлечение медиа к «женскому вопросу» в науке, разрушение стереотипов, создание равных социальных условий для служащих науке мужчин и женщин, и популяризация таких проектов, как «Школа наставничества» для девушек-студенток, подчеркнула специалист.

В России на сегодняшний день женщины-исследователи составляют около 40% от общего количества ученых.

Теги: Женщины, карьера, Евгения Еньшина, лекция