Россияне предложили ввести уголовную ответственность за сбор персональных данных из интернета
10 января 2021 09:53:00
А также запретить «холодные» рекламные звонки
Предложение о законодательном запрете так называемого «холодного» рекламного обзвона опубликовано на портале РОИ («Российская общественная инициатива»). Несанкционированный звонок на личный номер в данном случае предлагается квалифицировать как вторжение в частную жизнь. Исключение, по мнению его автора, может быть одно: если человек является клиентом компании, представители которой ему позвонили, и если он дал свое предварительное согласие на получение такого рода рекламы.
А вот за сбор персональных данных из открытых интернет-источников с целью использования их для рекламы или последующей перепродажи предлагается ввести уголовную ответственность. По мнению автора инициативы, только жесткие меры в отношении нарушителей помогут снизить количество спам-звонков и сообщений, ежедневно поступающих на телефонные номера россиян.
Механизм реализации данной инициативы в тексте предложения не обозначен.
Ранее «Московская газета» рассказывала о предложении ввести санкции за телефонный спам для операторов мобильной связи. По мнению его автора, серьезные штрафы, которые должны налагаться на операторов по жалобам клиентов после проверки и подтверждения информации, должны заставить их внимательнее относиться к арендаторам телефонных номеров.
Напомним, ст. 18 закона о рекламе не допускает рассылку рекламных сообщений (либо рекламные звонки), если человек не дал на это своего предварительного согласия. За нарушение законодательства о рекламе, согласно нормам ст. 14.3 КоАП РФ, физическое лицо может быть оштрафовано на сумму до 2500 руб., организация – на сумму от 100 до 500 тысяч руб.
В вышеупомянутой статье КоАП РФ отдельно прописана ответственность за нарушение требований к рекламе кредитных услуг: если не указаны все условия, влияющие на стоимость кредита, нарушитель может быть оштрафован на сумму до 800 тысяч руб.
По данным компании «Интернет-розыск», примерно пятая часть от всех спам-звонков – реклама кредитных услуг. Директор компании Игорь Бедеров также отметил, что, как показывает статистика, порядка половины звонков с незнакомых номеров – это спам. Впрочем, по его словам, интенсивность нежелательных звонков, как правило, зависит от материального положения и социального статуса их получателя.
Чтобы свести спам-звонки к минимуму, эксперты советуют не оставлять личный номер телефона в открытых источниках (соцсети, доски объявлений). Также нужно внимательно читать документы, которые вы подписываете в магазине при совершении каких-либо крупных покупок или оформлении карт лояльности: там, как правило, присутствует пункт о согласии на телефонное информирование. Наконец, стоит изучать документы в интернете, если какой-либо ресурс просит вас принять некие условия. Нелишней будет и установка спам-фильтров на вашем устройстве.
Если на ваш номер все же поступают рекламные звонки, согласия на которые вы не давали, нужно обратиться в Федеральную антимонопольную службу, желательно с записью разговора в качестве доказательства.
Алексей Нилов