Вячеслав Семерин: реновация – драйвер российской экономики
25 мая 2017 18:29:05
В Москве начался первый этап подготовки к реализации программы реновации.
В предварительный список для сноса вошли около 4,5 тысяч ветхих пятиэтажек. Москвичи живущие в домах, попавших в программу сноса «хрущевок», голосуют за или против реновации. У тех, кому еще предстоит отдать свои голоса, есть немало вопросов и сомнений, порожденных отчасти мифами о реновации.
О реальном положении дел с программой реновации рассказал председатель Гильдии организаций строительного комплекса Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) Вячеслав Семерин, посетивший пресс-центр «Гражданские силы.ру».
Семь вопросов Вячеславу Семерину
— На митингах «за» или «против» реновации, часто доводилось встречать растерянных москвичей, в основном пенсионеров задающих один и тот же вопрос: «Вы скажите нам по-простому, чем нам «грозит» эта реновация? Вячеслав Викторович, сможем ответить? По-простому?
— Попробуем. Главная «угроза» реновации – это дополнительные квадратные метры на кухне, в коридоре новой квартиры. Сегодня уже не строят жилье с такими тесными кухнями, коридорами и прихожими, как во времена Хрущёва. Так что, новая квартира «угрожает» быть попросторней и поуютней – чувством юмора ваши читатели, полагаю, не обделены…
Многие боятся переезда в какой-то отдаленный район, однако мэр заверил жителей, что расселение будет проводиться в тех же районах, причем льготным категориям помогут с переездом. Вопрос о переезде в другой район может возникнуть только в том случае, если жители захотят расширить свою жилплощадь, докупив нужный метраж, но это уже отдельная история.
Участвовать в программе реновации насильно никто не заставляет. Свое «да» или «нет» жильцы могут высказать до 15 июня, к примеру, на портале «Активный гражданин». Более того, если человек передумал, он может поменять свой выбор, но только до 15 июня, когда будут подводиться итоги. Подчеркну, что участники программы реновации только выиграют, поменяв старое жилье на новое, более просторное «класса комфорт», программа не предусматривает проигравших.
— Если 2/3 жильцов дома проголосуют «за», то, согласно составленному протоколу, такой дом включается в программу реновации. Но, справедливо ли игнорировать мнение оставшейся трети?
— Ситуация может быть и зеркальной. Когда двумя третями голосов большинство жителей заблокируют возможность участия в программе реновации. Справедливо ли не учитывать мнение одной трети семей, нуждающихся в новом, более просторном жилище, тем более, если дети уже взрослые? Невозможность участия в программе реновации оставляет таким семьям только один выход – продать квартиру в старом доме и выкупить, с доплатой новую.
— Вячеслав Викторович, как председатель городской согласительной комиссии по контролю за региональной программой по ремонту многоквартирных домов города Москвы, скажите, какой смысл было проводить капитальный ремонт во многих московских домах, включенных теперь в список реновации?
— Программа реновации рассчитана примерно на 20 лет, без проведенных ремонтных работ эти дома просто не дотянули бы до этого срока. В состав капремонта, в Москве входит 15 видов работ, в регионах 7-8. Это, в том числе: мягкая и жесткая кровля, ремонт фасада, электромонтажные работы в местах общего пользования (не заходя в квартиры), замена стояков горячей и холодной воды, замена канализации, ремонт подвалов, замена оконных блоков по подъездам и др. Соответственно, если та или иная система в хорошем состоянии, то пунктов в капремонте будет меньше.
— Некоторые противники реновации на митингах громогласно заявляли, что их дома, определенные под снос, простоят еще лет 150-200…
— Это субъективная оценка далекая от реальности, при оценке домов экспертами цифры были бы, конечно же, другие. Примером могут служить те же «хрущевки», защитно-утеплительные функции которых за 50 лет существенно снизились.
— Начало столь масштабных строительных работ скажется на ценах строительных материалов? Насколько они поднимутся по вашим прогнозам?
— На первоначальном этапе рост цен на основные строительные материалы (арматура, трубы, бетон, песок, щебень, асфальт, ЖБК, ЖБИ), действительно, будет иметь место. Думаю, цены вырастут на 10-15%. Правительство Москвы, соответствующие контролирующие структуры отреагируют на это, да сам рынок будет способствовать тому, чтобы ситуация была сбалансирована. По моим прогнозам, несколько поднявшись, цены вернуться к исходному уровню примерно через год. Если не будет какого-нибудь кризиса, разумеется.
Отделочные материалы не покажут большого скачка цен, подъем будет в 2-3 раза меньше чем по строительным.
Программа реновации начнет развивать активность осенью, в основном активность разовьется после Нового года в 2018 году. Рост цен, думаю, придется на вторую половину декабря, январь, февраль, март, потом цены будут снижаться.
— Вячеслав Викторович, каково Ваше личное отношение к программе реновации, как строителя, корифея отрасли?
— Я лично очень поддерживаю эту программу. Она непростая, трудная. Но я убежден, программа реновации – это драйвер строительной отрасли в России, более того, у нее есть все шансы стать настоящим локомотивом экономики страны в целом.
В истории 20 века есть похожие примеры: выход США из великой депрессии, это в большой мере строительство новых дорог и небоскребов.
Программа реновации потребует создания 25 млн кв. м жилья, что затронет примерно 1,5 млн человек. Это огромный потенциал для рынка труда – тысячи новых рабочих мест самых разных специальностей и квалификаций. Многие десятки и даже сотни квалифицированных специалистов строительной индустрии, работавшие в сегментах малого и среднего бизнеса, могли бы встроиться в программу, взаимодействуя с крупными строительными корпорациями.
Нам нужно строить современные заводы по производству технологических основных строительных материалов и программа реновации дает этому толчок, она сможет оживить строительный рынок в целом.
— Ваш оптимизм в отношении реновации разделяют Ваши коллеги по строительной отрасли?
— По моим наблюдениям, 95% строителей думают так же.
Беседовал Сергей Коршунов