Что Минск и Москва надеются получить от вступления Беларуси в ШОС
14 июня 2022 15:39:00
Беларусь подаёт заявку на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и надеется на её оперативное принятие. Сегодня сообщается, что соответствующее решение утверждено белорусским правительством и главой государства
Интересно, что первым этой новостью с прессой поделился не белорусский, а российский чиновник – спецпредставитель президента РФ по делам ШОС Бахтиер Хакимов. Беларусь уже является наблюдателем при организации, а теперь, судя по всему, решила претендовать на полноправное членство в объединении, куда уже входят Китай, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Иран, Индия, Пакистан и Россия. Ещё одним примечательным фактом, касающимся подачи белорусской заявки, стало то, что это решение принято одновременно с обсуждением нескольких заявок постсоветских республик на получение статуса кандидатов в члены Евросоюза. Рекомендация Еврокомиссии по предоставлению этого статуса Украине, Молдове и Грузии может быть опубликована в ближайшие дни. И ровно в этот момент Беларусь решает подать заявку на вступление в одну из альтернативных структур.
При этом ШОС, строго говоря, нельзя отнести к какому-то одному типу международной организации – торгово-экономическому, военному или политическому. В уставных документах её цели обозначены общо, расплывчато и без концентрации внимания на какой-то одной сфере сотрудничества. В нынешнем виде ШОС была создана в 2001 году, а её истоки лежат в истории «Шанхайской пятёрки», основанной ещё в середине 1990-х. Тогда деятельность организации в основном была направлена на сферу безопасности. В рамках этого формата диалога Россия, Китай и страны Центральной Азии договорились о сокращении численности вооружённых сил в приграничных регионах и повышении взаимного доверия, а также координировали свои действия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и наркотрафиком. Затем интересы объединения расширились на область экономики, торговли, инвестиций, энергетики, транспорта и научно-образовательного сотрудничества. При этом до действительно тесной интеграции ни в одной из сфер дело так и не дошло. Полноценная зона свободной торговли без пошлин и барьеров всё ещё числится в будущих планах; сотрудничество в сфере безопасности тоже носит больше эпизодический, чем беспрерывный характер. Ни общих вооружённых сил, ни договора о коллективной обороне между членами ШОС нет и вряд ли появится в обозримой перспективе. Аналитик французского издания Atlantico Жан-Венсан Бриссе отмечает, что сравнивать военное сотрудничество внутри ШОС с НАТО или другими подобными организациями не имеет смысла, поскольку взаимодействие внутри Шанхайской организации ограничено обменом разведданными в рамках борьбы с исламским терроризмом, полицейским и таможенно-пограничным сотрудничеством. Для более тесной координации в сфере безопасности никаких предпосылок нет прежде всего потому, что среди участников сейчас невозможно достичь необходимого уровня доверия. Таджикистан и Кыргызстан устраивают постоянные стычки на границе, у Китая, Индии и Пакистана тоже есть нерешённые территориальные споры и множество других противоречий.
Однако Беларусь, судя по всему, больше интересует экономическая сторона сотрудничества. Хотя ШОС и не является зоной свободной торговли, определённые преференции компании из стран-членов всё-таки имеют. Между тем население государств, состоящих в организации, в целом превышает 3 млрд человек, а две экономики, китайская и индийская, являются мощными и динамично развивающимися на протяжении многих лет.
Политолог Юрий Светов также отмечает, что белорусским производителям нужны новые рынки сбыта для их товаров на фоне полного закрытия европейского направления. В частности, сельское хозяйство той же Индии огромно по объёмам и определённо нуждается в удобрениях, производимых в том числе в Беларуси.
«Белоруссии нужны новые рынки сбыта, с учетом того, что Европа перекрывает путь для белорусских товаров, как и для товаров из России. Ну а мы получим голос в организации, в которой, несмотря на дружеские отношения, могут быть противоречия», – рассказал Светов.
Последнее уточнение о выгодах для России тоже немаловажно. Китай и сам является весьма крупным игроком на международной арене, а кроме того, имеет большое влияние на страны Центральной Азии и Иран, будучи основным гарантом их экономического благосостояния. Поэтому для России действительно полезным станет появление в рядах полноправных членов ШОС своего ближайшего союзника. Беларусь в последнее время поддерживает Россию в международных организациях. Так что при обсуждении внутриорганизационных вопросов голос Минска в защиту позиции Москвы гарантирован.
Кроме того, приём новых членов в ШОС в последние годы стал своего рода ответом на стремление западных стран изолировать некоторые режимы от остального мира. В конце прошлого года члены организации утвердили решение о полноправном членстве Ирана, который изъявил желание вступить в ШОС ещё в 2016 году. В связи с положительным решением по заявке Ирана старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин заметил, что этот шаг России, Китая и других членов ШОС стал прорывом международной блокады Ирана. Кроме того, в организацию был вовлечён ещё один крупный поставщик энергоресурсов, что повышает её влияние на мировой нефтегазовый рынок. С Беларусью, по всей видимости, сейчас происходит то же самое. Режим Лукашенко попал под жёсткие ограничения ЕС, США и ряда других стран, а принятие в ШОС, вероятно, стало бы демонстрацией несогласия с такой политикой Запада. Не исключено, что Москва и Пекин в очередной раз попытаются показать, что санкционное давление, как они считают, не работает и не имеет практического смысла, поскольку любая страна, отвергнутая Западом, будет иметь альтернативу в лице ШОС и других подобных структур.
Алексей Черников