Дамская очередь в Кремль: за Собчак не занимать!

Фото с сайта: censoru.net

17 октября 2017 12:45:50

3526

Внушительный рейтинг Владимира Путина делает, в принципе, решенным исход президентских выборов в марте 2018 года. Кто победит, ответит даже детсадовец.

Интерес могут вызывать разве что вялые битвы за второе и третье места, но и это имеет, скорее, прикладное тактическое значение для участников президентской гонки: для всех, кроме Путина, разумеется, так как Владимиру Владимировичу тактика уже не интересна, он — стратег.

Эксперты считают, что Путин обречен на победу не столько потому, что его имя связывают с «крымской весной», или с маленькой победоносной войной в Сирии. Он обречен на победу даже и не в силу каких-то особых личных качеств. Наверняка, среди 150 миллионов россиян найдутся мужики и покрасивее, и поумнее, и поволосатее, и в дзюдо поискуснее. Но ни у одного из 150 миллионов россиян, кроме Владимира Путина, нет выстроенной «под него» государственной системы. Называть ее можно как угодно: «вертикаль власти», «кремлевские башни», или еще как-то. Факт остается фактом: система выстроена, и выстроена она «под Путина». А потому приход кого-то другого на президентский пост будет означать не просто смену личности президента, а кардинальные перемены в самой системе управления государством. В России такие кунштюки обыкновенно заканчивались бунтами, революциями и гражданскими войнами. Естественно, россияне, нутром чующие опасность социальных экспериментов над собой, таких великих потрясений больше не желают, им нужна стабильность и безопасность, а стабильность и безопасность для них олицетворяет Владимир Путин и вышеупомянутая система. Поэтому подавляющее большинство в марте 2018 года проголосует за Путина.  

Куда интереснее посмотреть на возможность учреждения в России поста вице-президента. Смутные разговоры об этом ведутся давно, но сейчас эти разговоры получают предметное наполнение.

Началось все со слухов о дамах-кандидатках в президенты. Понятно, что российская политическая, да и бытовая ментальность не предполагает в обозримом будущем прихода к власти новой княгини Ольги или тем более Екатерины Великой. В российской политике женщины издавна довольствуются отведенной им нишей, потолок которой – либо роль Фанни Каплан с револьвером, либо председательство в таком архиважном органе, как Совет Федерации, который злые языки почему-то именуют «собранием почетных пенсионеров». 

Когда пару месяцев назад в СМИ появились списки возможных кандидаток на участие в президентском марафоне, сразу стало понятно, что речь идет не о серьезных конкурентках Путина, а всего лишь о попытке внести в избирательный процесс хоть какой-то «оживляж». Дело, конечно, не только в пресловутом «сексизме», но если в борьбе с Путиным нет шансов у мужчин, то уж у дам, учитывая российские гендерные реалии, таких шансов нет и подавно. А вот видимость конкурентности выборов дама-кандидат создать поможет. Риск в этом, конечно, есть: скажем, за женщину может отдать голоса часть путинского электората. Но это риск просчитанный, минимальный и полезный: женщина-кандидат, выбранная Кремлем, неизбежно оттянет на себя часть голосов сторонников коммунистов, либерал-демократов справедливороссов, и даже несистемной оппозиции, где так и не появилось ни одной дамы-лидера. 

А что говорит по этому поводу статистика? Как следует из опросов «Левада-центра», доля россиян, желающих видеть женщин на высших государственных должностях, дошла до минимума за одиннадцать лет наблюдений. Если в 2006 году женщин во власти приветствовали 40 процентов жителей страны, то в 2017 году фанатов дам в политике заметно поубавилось, и едва достигает 23 процентов, а 8 процентов категорически против дамского присутствия в политике. По сравнению с 2006 годом вдвое уменьшилось число сторонников дамы-президента, и 43 процента россиян считают такой вариант практически невозможным.

Потому и список из одиннадцати женщин, которых называют возможными кандидатками в президенты, заинтересует разве что социологов, изучающих феномен гендерных предпочтений избирателей. Если спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко еще набирает чуть больше 6 процентов голосов, то у остальных нет шансов преодолеть даже 5-процентный барьер. Эти «остальные» — полузабытая Ирина Хакамада, представитель МИДа Мария Захарова, депутаты Госдумы Ирина Яровая и Наталья Поклонская, депутат и Законодательного собрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева, космонавты Светлана Савицкая и Валентина Терешкова, глава ЦИК Элла Памфилова и вице-премьер Ольга Голодец и шоу-вумен Ксения Собчак. Каждая из этих приятных во всех отношениях дам не набирает и полутора процентов. Впрочем, их задача – не бороться за президентское кресло, а изображать, по выражению социолога Екатерины Кочергиной, «декоративное равноправие», что дамы, безусловно, и будут делать, если дело дойдет до дела.  

Но если посмотреть на все это с точки зрения потенциального введения поста вице-президента, то здесь вырисовывается вполне реальная возможность прихода на этот пост женщины.

И на первом месте в списке возможных вице-президентов вдруг оказывается Ксения Собчак.

«Ксения Собчак, в сущности, прекрасный кандидат в вице-президенты для президента Путина», — пишет в «Ведомостях» профессор Чикагского университета и НИУ «Высшая школа экономики» Константин Сонин, — «Ее качества – молодость, женственность, собственная харизма и большой опыт публичной деятельности – дополняют те, что есть у действующего президента. Она пользуется авторитетом именно у тех социальных групп, которые отвернулись от президента к концу 2010-х, участвовали в массовых протестах 2011–2012 гг. и которые негативно оценивают развитие последних лет: москвичей и жителей других больших городов, образованной молодежи, интеллектуальной и культурной элиты и т. п. А происхождение делает ее приемлемой для высшего слоя лояльной путинской элиты, поскольку Ксения — дочь одного из лидеров перестройки 1980-х, мэра Санкт-Петербурга в первой половине 1990-х, «политического отца» президента Путина Анатолия Собчака».

Ко всему прочему, Ксения Анатольевна, которая никак не помешает Путину стать президентом, может легко оттянуть пару-тройку миллионов голосов протестного электората у таких бизонов отечественной демократии, как Алексей Навальный или Сергей Митрохин.

Сама Собчак сейчас намекает: мол, если я и пойду на выборы, то только в качестве независимого кандидата, и не надо связывать меня с властью.

«Я считаю, что подобные связи меня с некой администрацией — это вброс и провокация. Никаких связей у меня ни с кем нет, кроме чем с самой собой, я независимый человек», — заявила Собчак в интервью телеканалу «Дождь», комментируя утверждение RTVI о том, что она выбрана Кремлем, — «Если я буду принимать в будущем какие-то решения, то это будут мои решения. Все остальное — маразм и попытка дискредитации».

Между тем, телеканал RTVI опубликовал интервью с источником, близким к администрации президента, где говорится о том, что «в Кремле Ксении Собчак якобы готовят ту же роль, какую на выборах 2012 года сыграл миллиардер Михаил Прохоров, а в предвыборный штаб Собчак могут войти люди, работавшие с Прохоровым, и бывшие сотрудники Алексея Навального».

Станет ли Ксения Собчак вторым человеком в государстве – это еще вопрос. А вот то, что Кремль уже ищет кандидата на роль «второго человека», должно бы сильно обеспокоить нынешнего «второго», а именно премьер-министра Дмитрия Медведева. По данным опроса «Левада-центра», сейчас за Медведева готовы отдать свои голоса только 0,4 процента избирателей, и в условиях нарастания негативных явлений в социально-экономической сфере его популярность стремительно падает, даже независимо от «наездов» ФБК Навального. Можно не сомневаться, что Медведева пока держат даже не в качестве главы «технического правительства» а в качестве «мальчика для битья», на котором мог бы от души потоптаться любой россиянин. Владимир Путин, стоящий, вроде как, особняком от решения экономических вопросов, за экономику как бы и не отвечает. А вот Дмитрий Анатольевич – отвечает. Отсюда и рейтинг, и отсюда же и возможность быстро оказаться уже не вторым, и даже не седьмым человеком в государстве. 

А Ксения Собчак так же быстро может занять вторую строчку в российской табели о рангах. Для этого нужно совсем немного: чтобы в стране был введен пост вице-президента, и Ксению Анатольевну поддержал Владимир Владимирович.

А введут ли, и подержит ли — поживем, увидим.

Петр Сергеев
Теги: Ксения Собчак, Владимир Путин, выборы, вице-президент