Эксперт рассказал, нужно ли «продлевать жизнь трупа» в ситуации с «Уралвагонзаводом»

Эксперт рассказал, нужно ли «продлевать жизнь трупа» в ситуации с «Уралвагонзаводом» Фото: 2gis

16 ноября 2020 19:18:00

3432

По мнению политтехнолога, случившееся на предприятии может стать серьезным ударом по имиджу власти

В Нижнем Тагиле руководство «Уралвагонзавод» (УВЗ) временно перевело более 700 сотрудников вагоносборочного и металлургических цехов на должности маляров и дворников, сообщило информационное агентство Росбалт.

Данные меры были введены из-за снижения спроса на грузовые вагоны. Сотрудники периодически находятся в вынужденных отпусках с сохранением 2/3 средней заработной платы. Для дополнительного заработка им предложили до конца ноября 2020 года выполнять работы по благоустройству территории предприятия и ремонт оборудования.

Как пишет «Правда УрФО», ситуация осложняется конфликтом с Минобороны. Министерство обвинило «Уралвагонзавод» в срыве контрактов, в том числе на модернизацию танка Т-72Б. Компания утверждает, что уложиться в отведенные сроки не представляется возможным. В данный момент размер неустойки, предъявленной «Уралвагонзаводу», составляет 163 миллиона рублей.

«Уралвагонзавод» входит в Госкорпорацию «Ростех» и занимается производством военной техники, дорожно-строительных машин и железнодорожных вагонов.

Ранее стало известно, что «Уралвагонзавод» не нашел новых покупателей вагонов на 2021 год. Однако останавливать производство не планировалось, несмотря на долги, превышающие 100 миллиардов рублей. 

При этом, как следует из законопроекта о бюджете на 2021-2023 годы, правительство поможет «Уралвагонзаводу» решить проблемы с долгами: кредиты, взятые предприятием в ВТБ, могут быть реструктурированы до 2029 года.  

Миллиардные кредиты УВЗ образовались еще при бывшем генеральном директоре Олеге Сиенко, руководящем корпорацией с 2009 по 2017 год. В настоящее время УВЗ существует за счет гособоронзаказа и экспортных поставок. 

По мнению политтехнолога Константина Калачева, нынешние проблемы и мытарства работников «Уралвагонзавода» выглядят с политической точки зрения для власти крайне неприятно.

«Все мы помним коллективное заявление сотрудников «Уралвагонзавода» во времена Болотной, они готовы были выйти защищать Путина. Тогда эти люди выглядели как глубинный народ, глубинная Россия, человеческий оплот Путина. Сейчас же сложилось так, что власть не хочет защитить тех, кто когда-то предлагал защитить ее; тех, кто взялся спасать нашего президента от якобы русского майдана, Госдепа, радикалов, федералов, западников и сторонников честных выборов. Это, конечно, серьезный удар по престижу власти, по той идее, что за Путиным стоит народное большинство, которое он не даст в обиду, — рассказал в беседе с корреспондентом «Гражданских сил.ру» эксперт. — Удивительно, как этот момент могли вообще упустить. При нашей административной системе, при нашей командной экономике какие-то издержки, связанные даже с не очень нужными заказами, всегда воспринимались властью легко. Неужели все стало так тяжело в стране? Ведь мы прекрасно знаем, как лоббировались неликвидные проекты: можно вспомнить, например, авиационный проект, когда были вложены миллиарды (впоследствии зарытые в землю) в те или иные модели самолетов. Так почему ни Мантуров как профильный министр, ни Мишустин как премьер-министр, ни Чемезов как глава «Ростеха» не могли из этой ситуации выйти с минимальными издержками? У нас не вполне свободный рынок, и когда речь идет о госзаказах, то себестоимость продукции может быть не главным показателем. Почему правительство устранилось?»

По словам Калачева, в этом наблюдается серьезный кризис системы.

«Инициатива не проявляется, пока президенту кто-то не «откроет глаза», а он, соответственно, даст распоряжение. Кризис системы состоит в том, что ответственность на себя никто брать не хочет, все занимаются только исполнением. Это, конечно, может работать, как показывает последнее голосование, когда ставятся какие-то плановые задачи по получению голосов, но есть еще один важнейший показатель – системообразующий рейтинг президента», – отметил собеседник издания. 

«Проблемы рабочих УВЗ – это не только проблемы рабочих УВЗ. Это проблема демонстративного игнорирования того обстоятельства, что данный факт (временный перевод сотрудников в разряд дворников и маляров – прим.ред.) может серьезно отразиться на внутренней политической повестке. Эта проблема ставит под сомнение сакральную связь царя и народа. Сейчас это будут все раскручивать, – поделился политтехнолог. – Что касается социальных проблем, то мы все сейчас находимся в каком-то смысле в равных условиях, и с деньгами сейчас стало сложно у всех, выживать, крутиться приходится всем. И, по всей видимости, это неизбежность, потому что стабильность – это иллюзия в моменте. Есть развитие, рост и деградация, которая грозит падением. И сейчас как раз мы вступили в период деградации», — подчеркнул Константин Калачев. 

Экономист, основатель группы компаний по управлению инвестициями Movchan’s Group Андрей Мовчан, комментируя сложившуюся ситуацию на «Уралвагонзаводе», отметил, что это естественное следствие того, что уже было понятно несколько лет назад.

«Сама по себе модель «Уралвагонзавода» изначально была неконкурентной, завод накапливал долги на протяжении нескольких лет. И, конечно, такие предприятия в конкурентном капиталистическом мире банкротятся, делятся, их берут более эффективные управляющие собственники, они перестраиваются и работают по-другому. В данном случае одновременно совпали эпидемия, дефицит российского бюджета и невозможность больше помогать заводу такими темпами, кроме того сейчас наблюдается естественное сокращение спроса, потому что в России рецессия, и объем перевозок  не растет. Поэтому, конечно, это естественное следствие того, что уже было понятно лет 10 назад. «Уралвагонзавод» был активным игроком на политической арене, даже его представители появлялись в числе уполномоченных лиц президента и не просто так, а потому что уже тогда это предприятие было экономически нецелесообразным, уже тогда оно пыталось обменять лояльность на помощь». 

Эксперт также обозначил два сценария развития ситуации: «Либо надо потихоньку этот завод реструктурировать, в частности, через какую-то форму банкротства, и искать собственников, которые смогут построить эффективную работу на рынке производства вагонов и других аналогичных изделий, которые этот завод делает. Либо продолжать развивать его государственными средствами и продлевать такую жизнь трупа на какое-то время вперед, как у нас делается периодически». 

Алёна Лобанова
Теги: «Уралвагонзавод», Нижний Тагил