Генпрокуратура РФ обнародовала секретную переписку Терезы Мэй об обстоятельствах смерти Березовского и Литвиненко

Фото: ru.sputnik.md

09 апреля 2018 14:44:45

3297

9 апреля на брифинге в Генпрокуратуре РФ заместитель генерального прокурора РФ Саак Карапетян заявил, что властям Великобритании была выгодна смерть предпринимателя Бориса Березовского.

«Как только Березовский собрался вернуться в Россию, в этот момент происходит факт смерти», — цитирует Саака Карапетяна Интерфакс, — «Кому это было выгодно, чтобы Березовский не выезжал в Россию, не разглашал закрытые факты, которыми он обладал? В первую очередь, это выгодно британским властям».

Напомним, Борис Березовский был обнаружен мертвым в своем доме 23 марта 2013 года. Результаты вскрытия не нашли следов насильственной смерти: полиция считает, что «наиболее вероятной версией смерти господина Березовского стало самоубийство».

Опубликовать данные об обстоятельствах смерти олигарха пообещал накануне генеральный прокурор России Юрий Чайка, выступивший в эфире программы «Итоги недели» телеканала НТВ.

«Сценарий, по которому разворачивается история вокруг отравления британского шпиона Сергея Скрипаля в Солсбери для нас не новость, и Россия уже сталкивалась в прошлом с подобными провокациями», — заявил Юрий Чайка, — «Генпрокуратура молчать не намерена, в понедельник мы предадим гласности фактические обстоятельства, установленные в ходе следствия по уголовному делу о незаконном получении Борисом Березовским в сентябре 2003 года убежища в Великобритании с помощью ложного доноса о подготовке российскими спецслужбами его убийства летом 2003 года».

Тогда Чайка пообещал, что его ведомство представит общественности копии отдельных документов из переписки с МВД Великобритании, которым в то время руководила нынешний премьер-министр королевства Тереза Мэй.

9 апреля Генпрокуратура РФ в Telegram-канале действительно начала публикацию документов, свидетельствующих о незаконном получении опальным олигархом Борисом Березовским убежища в Великобритании. В частности, здесь размещено заявление выходца из Казахстана Владимира Терлюка о предоставлении государственной защиты, ряд обращений ведомства в МВД Великобритании, и ответы, полученные от центрального органа управления Соединенного Королевства, имеющие отношение к делу Березовского.

Как сообщил на брифинге Саак Карапетян, в июле 2006 года в Генпрокуратуру России с письменным заявлением обратился не имевший гражданства Владимир Терлюк, который с 1999 года с семьей проживал в Великобритании. В заявлении сообщалось, что в период с мая по сентябрь 2003 года Березовский, экс-офицер ФСБ Александр Литвиненко, Александр Гольдфарб (вице-президент зарегистрированного в США Международного фонда гражданских свобод, финансировавшегося Березовским – ред.), а также их британские адвокаты, в целях создания фиктивных оснований для предоставления Березовскому статуса беженца, пытались склонить Терлюка с помощью подкупа и угроз к обращению в правоохранительные органы Великобритании с ложным заявлением о его принадлежности к российским спецслужбам и участии в подготовке убийства Березовского.

«В ходе этого расследования в сентябре 2003 года сотрудники Скотланд-Ярда допрашивали Терлюка по вопросам его принадлежности к российским спецслужбам и наличия у него задания убить Березовского с использованием отравляющего вещества», — рассказал Саака Карапетян, — «Терлюк категорически отверг эти утверждения и дал подробные показания обо всех обстоятельствах организованной Березовским инсценировки покушения на него с целью получения убежища в Великобритании, а также о действиях Литвиненко, Гольдфарба и других лиц, причастных к проведению этой провокации. Впоследствии Терлюк в 2010 году подтвердил эти показания под присягой в Высоком суде справедливости Англии и Уэльса на процессе против Березовского».

«Эти материалы прямо указывают на то, что британские власти знали о ложном характере заявления относительно покушения на Березовского, но все равно предоставили ему статус беженца», — сказал генеральный прокурор в эфире НТВ.

Чайка также отметил, что по имеющимся у Генпрокуратуры РФ сведениям, британские правоохранители за несколько месяцев до смерти экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко знали об угрозе его жизни, но не приняли никаких мер для его защиты.

«Согласно постановлению от 06.11.2009, вынесенному старшим прокурором Реддером, оценка всех собранных прокуратурой Гамбурга доказательств, в том числе полученных из Великобритании данных об установленных британскими органами следствия местах, заражённых «полонием-210», указывает на то, что полоний находился в Лондоне еще до прибытия туда Лугового и Ковтуна 01.11.2006», — говорится в опубликованном на сайте ведомства сообщении Генпрокуратуры РФ, — «В частности, радиоактивные следы были обнаружены в лондонском офисе Б. Березовского и в организме гражданина Италии Марио Скарамеллы, с которым А. Литвиненко встречался в Лондоне 01.11.2006 до общения с Луговым и Ковтуном. Между тем, согласно официальной версии, неоднократно озвученной представителями высших органов власти Великобритании, утверждалось, что Литвиненко был отравлен в Лондоне 1 ноября 2006 года гражданами России Луговым и Ковтуном «с помощью радиоактивного вещества «полоний-210» российского происхождения».

Советник генерального прокурора Николай Атмоньев в ходе брифинга заявил, что в ликвидации Александра Литвиненко больше всего был заинтересован Борис Березовский.

Литвиненко, бежавший в Великобританию, умер в ноябре 2006 года вскоре после получения британского гражданства. Его самочувствие стало ухудшаться после совместного чаепития с Луговым и Ковтуном. После его смерти эксперты британского Агентства по охране здоровья утверждали, что обнаружили в организме Литвиненко значительное количество радиоактивного полония-210.

«Британские власти были заинтересованы в смерти Бориса Березовского, чтобы он не вернулся в Россию с имевшейся у него информацией», — уверен заместитель генерального прокурора Саак Карапетян, — «Как только Березовский собрался вернуться в Россию, в этот момент он погибает. Кому было выгодно, чтобы Березовский не уезжал в Россию, чтобы не разглашал закрытую информацию, которой он обладал? В первую очередь, это было выгодно британским властям».

Как сообщил на брифинге советник генпрокурора Николай Атмоньев, Россия направила Великобритании в 2006-2011 годах 39 обращений, касающихся дела Бориса Березовского, и все они были проигнорированы британской стороной.

«В результате была утрачена возможность допроса Литвиненко в связи с его смертью 23 ноября 2006 года», — считает Николай Атмоньев.

Как заявил заместитель генерального прокурора России, ведомство собирается обнародовать секретную переписку премьер-министра Великобритании Терезы Мэй в бытность ее главой МВД.

«Эта переписка посвящена, в том числе, обстоятельствам, связанным с отравлением бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Великобритании», — заявил Саак Карапетян.

По мнению представителей Генпрокуратуры РФ, «дело Скрипаля» «раскручивается» британскими властями по одному сценарию с делами бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко и олигарха Бориса Березовского. В частности, и Березовский, и Скрипаль пострадали после того, как в СМИ появились сообщения об их желании вернуться в Россию.

«Во всех случаях с Березовским, Литвиненко и Скрипалем,  расследования засекречены в нарушение международного права», — отметил Саак Карапетян, также сообщивший, что его ведомство «представит копии отдельных документов из соответствующих уголовных дел, включая материалы переписки с МВД Великобритании, в том числе непосредственно с госпожой Мэй в период исполнения ее обязанностей главы МВД этой страны».

Очевидно, эти заявления Генеральной прокуратуры России не останутся без внимания в Великобритании. Опубликованные российскими ведомством материалы могут использовать и соперники Терезы Мэй из Лейбористской партии, которые начнут новую атаку, и потребуют немедленной отставки Мэй и ее правительства.

Публикация Генпрокуратуры России вполне может стать катализатором ухода Терезы Мэй с политической арены, особенно на фоне обвинений Мэй и ее команды консерваторов в неудачных для Великобритании переговорах о выходе из Евросоюза, и публикаций в британских СМИ о «грешках» Мэй во времена ее работы на посту главы МВД.

Кроме того, хотя бы часть британской и мировой общественности может, наконец, усомниться в предлагаемой Терезой Мэй версии отравления Сергея и Юлии Скрипаль, и задуматься о том, не было ли «дело Скрипаля» такой же грубой совместной провокацией британских спецслужб и ЦРУ, как и «дело Литвиненко», и «дело Березовского».

Петр Сергеев
Теги: Генпрокуратура, Борис Березовский, Великобритания, Тереза Мэй