Конкуренция за бизнес
14 марта 2016 21:10:46
Тематика бизнеса и предпринимательского сообщества становится одной из наиболее важных в политической повестке дня.
Резко актуализировало тему Послание Президента РФ Федеральному собранию, в котором глава государства уделил особое внимание снижению административного давления на предпринимателей и улучшению инвестиционного климата.
Эти меры рассматривались как одни из основных шагов по стимулированию экономического роста - наряду с господдержкой отдельных отраслей экономики. Эти же стимулирующие меры предусмотрены и антикризисным планом правительства на 2016 год.
Об особом внимании политического руководства страны к проблемам бизнеса свидетельствует и февральское решение Президента о создании комиссии с участием представителей бизнес-сообщества и правоохранительных органов при Администрации Президента, целью которой должна стать подготовка предложений по нормализации законодательства и правоприменения.
В чем же причина такого пристального внимания власти к проблемам бизнеса, в особенности к ситуации в сегменте малого и среднего предпринимательства, бывшей ранее если не периферийной, то не самой основной темой политической повестки дня?
Во-первых, в условиях кризиса государство нуждается в новых драйверах экономического развития. Российский малый и средний бизнес, очевидно, способен стать таковым. Во-вторых, российская власть нуждается в расширении федеральной политической повестки.
Первоначально, практически все 2000-е годы, в центре внимания и Президента, и федеральной власти в целом были построение и институционализация российской внутриполитической системы, совершенствование государственного управления, в том числе регионального и муниципального уровней власти, развитие местного самоуправления. Самые основные задачи в рамках этого направления выполнены. Сейчас уже обсуждается совершенствование выстроенной системы власти – прежде всего, борьба с коррупцией и неэффективным расходованием бюджета.
В последние годы, в особенности – с 2014 года, ознаменовавшегося резким усложнением геополитической ситуации и возникновением новых внешнеполитических вызовов, и в 2015 году, в связи с операцией Воздушно-Космических сил РФ в Сирии, в центре внимания и власти, и общества – внешнеполитическая и геополитическая проблематика.
Серьёзная геополитическая конфронтация с США сказалась и на экономической ситуации, выразившись в санкционном давлении, частично закрывшем для российского крупного бизнеса западные финансовые рынки. Ещё более негативным фактором стало резкое снижение цен на нефть. В этих условиях экономическая проблематика естественным образом вышла на первый план в повестке дня.
Позиция бизнеса – как крупного, так и малого, и среднего, важна не только в связи с экономическими соображениями. Развитие индивидуального предпринимательства и самозанятости позволяет смягчить или нивелировать проблему роста безработицы в периоды экономического кризиса. Кроме того, работники малых и средних предприятий представляют собой электорально значимую долю населения.
Согласно данным Росстата на конец 2014 г., количество занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составляет 25% от общей занятости по экономике. Эта доля на сегодняшний день существенно не изменилась, но имеет тенденцию к повышению.
Таким образом, проблематика предпринимательского сообщества становится одной из важнейших для экономической политики государства, а борьба за голоса бизнесменов и людей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, становится важной задачей для политических партий в преддверии выборов в Государственную Думу. Вопросами защиты и поддержки малого и среднего предпринимательства озаботились все партии, включая, как это ни покажется странным для историков, КПРФ.
Тем не менее, политическую ставку на предпринимательское сообщество отчетливо сделали две политические силы. Первая – это обновленная партия «Правое дело», которую возглавил уполномоченный Президента РФ по правам предпринимателей и сопредседатель «Деловой России» Борис Титов. Он заранее анонсировал собственные планы возглавить партию, ориентированную на поддержку российского бизнеса. Вторая – «партия власти», «Единая Россия», исходно декларировавшая поддержку малого и среднего предпринимательства, а также имевшая в своем составе либеральную платформу, выступавшую с позиций поддержки бизнеса.
«Единая Россия» решила усилить именно «предпринимательскую» составляющую: Президиум Генсовета ЕР 10 марта принял решение о создании партийной платформы по поддержке предпринимательской инициативы, обосновав это озвученным на февральском съезде призывом главы партии, премьер-министра Дмитрия Медведева, уделить особое внимание поддержке национального бизнеса. Предпринимательскую платформу возглавили основатель кондитерской фабрики, производящей российский шоколад, Андрей Коркунов, руководитель компании «Сплат-косметика» Евгений Дёмин и депутат Госдумы, председатель правления Кузбасской торгово-промышленной палаты Татьяна Алексеева.
Очевидно, появление новой платформы отчасти является ответным ходом на появление новой партии Бориса Титова. Об этом говорит, в частности, привлечение к руководству и координации деятельности платформы известных (прежде всего, своими брендами) предпринимателей, имеющих опыт работы в общественных объединениях бизнес-сообщества. Означает ли это, что «Единая Россия» воспринимает партию «Правое дело» (пока она называется так, но ожидается смена названия) как серьёзного конкурента?
Здесь уместно упомянуть результаты относительно недавнего всероссийского опроса ВЦИОМ, в ходе которого абсолютное большинство (65% опрошенных) высказались за смену экономической модели в стране. При этом 15% опрошенных желали бы, чтобы их дети/внуки работали в сфере бизнеса (это второй по популярности ответ). Эти данные свидетельствуют о высоком общественном запросе на формулирование альтернативной государственной экономической программы и высокой степени заинтересованности общества в развитии национального бизнеса.
Удастся ли обновленному «Правому делу» привлечь к себе голоса бизнес-сообщества и связанных с ним социальных групп - решающим образом зависит от усилий нового лидера этой партии, Бориса Титова, и его команды. Если партия сформулирует понятный своему избирателю политический «месседж», выступить с качественной экономической программой и яркими инициативами, а также проявить способность результативно протестовать против нежелательных для бизнес-сообщества инициатив власти (как, например, недавно попавшая в прессу инициатива Министерства финансов по увеличению пенсионных сборов с индивидуальных предпринимателей) – в этом случае она может претендовать на существенную долю голосов занятых в сфере малого и среднего бизнеса. В случае успеха, если рассуждать оценочно, обновленная партия может получить вплоть до 15% голосов избирателей и сформировать собственную фракцию в Госдуме.
Если же руководство «Правого дела» откажется от яркой предвыборной кампании и поведет себя подобно руководству других зарегистрированных «малых» непарламентских партий, психологически примиряясь со второстепенной ролью в политике – тогда, безусловно, нет смысла говорить о серьёзной конкуренции для ЕР на «предпринимательской» площадке.
Тем не менее, заранее предсказать поведение «Правого дела» нельзя, и «Единая Россия» вынуждена учитывать обновленную партию в качестве потенциально серьёзного конкурента. Более того, новое «Правое дело» не только не относится к радикальной оппозиции, но и – прежде всего, благодаря фигуре своего лидера, уполномоченного по правам предпринимателей при президенте Бориса Титова и координатора Промышленного комитета Общероссийского народного фронта (целью создания которого официально объявлено обеспечение прямого диалога между представителями промышленного сектора экономики и президентом Владимиром Путиным, лидером ОНФ) - является пропрезидентской партией. Идеология новой партии в части поддержки бизнеса укладывается в программные инициативы Владимира Путина по этой проблеме. Поэтому, если новой партии удастся пройти в Госдуму и сформировать собственную фракцию, возникает риск перетекания в неё представителей бизнес-сообщества из других фракций, прежде всего – из будущей фракции «Единой России». Особенно этот риск велик, если выходцы из бизнеса не получат в рамках «Единой России» достаточных возможностей легально выступать в защиту интересов поддержавших их отраслевых сообществ.
Как в действительности сложится ситуация – покажет только время. Тем не менее, повышение роли бизнес-сообщества и борьба «предпринимательских» проектов в высшей лиге российской политики – уже фактическая реальность.
Таким образом, публичная политика в России становится более инклюзивной, конкурентной - да и просто интересной для наблюдения.
Никита Бабкин - гендиректор Бюро Стратегические Коммуникации, член Комитета РАСО по политтехнологиям