Лавров сообщил о готовности Путина встретиться с Трампом
20 апреля 2018 13:04:57
Глава МИД России Сергей Лавров не исключил скорой личной встречи президентов России и США, и заявил, что Путин и Трамп не допустят прямого военного столкновения двух стран.
«Возвращаясь к вопросу о рисках военного противостояния, я исхожу на 100 процентов из того, что военные этого не допустят и этого, конечно же, не допустит ни президент Путин, ни, уверен, президент Трамп», — цитирует Сергея Лаврова РИА Новости, — «Путин и Трамп были избраны своими народами, перед которыми отвечают за мир и спокойствие».
Ранее Лавров рассказал, что Путин готов к встрече с Трампом.
Заявив о готовности Владимира Путина встретиться с Дональдом Трампом, глава российского внешнеполитического ведомства оговорился, что подготовка встречи еще не началась.
«Дональд Трамп несколько раз и в твитах, и на словах говорил о том, что надо решать с Россией вопросы, мы хотим с Россией иметь хорошие отношения, это лучше, чем не иметь хорошие отношения, и только глупец думает иначе», — сказал Лавров, — «Все это мы тоже слышим».
Как сообщает РИА Новости со ссылкой на дипломатический источник, Путин и Трамп могут встретиться в «третьей стране», если возникнет такая необходимость.
«Переговоры возможны, если они сулят какой-то позитивный результат», — сказал собеседник агентства в МИД России, — «Пока дальше слов дело не пошло, и сдвинулось только в сторону введения новых санкций. В плановом режиме ближайшие мероприятия, где лидеры могут встретиться «на полях», это саммиты АТЭС в Папуа-Новой Гвинее, и G20 в Буэнос-Айресе в ноябре».
Напомним, что во время телефонного разговора с Путиным в конце марта Трамп заявил, что количество проблемных вопросов диктует необходимость их личной встречи. Как следует из сообщения пресс-службы Белого дома, американский лидер предложил тогда несколько возможных мест для проведения переговоров. При этом в администрации президента США подчеркнули, что Белый дом не намерен отменять из-за санкций встречу Путина и Трампа
О возможной встрече двух президентов заявлял на прошлой неделе пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, однако он также отметил, что каких-либо точных договоренностей о встрече пока нет.
«Прежде нужно дождаться назначения нового госсекретаря, который должен участвовать в организации этой встречи», — цитирует ТАСС Пескова.
В активе Путина и Трампа две личные встречи.
В июле прошлого года президенты провели переговоры на саммите G20 в Гамбурге, обсудив проблемы двусторонних отношений, а также вопросы урегулирования сирийского и украинского кризисов. В ноябре 2017 года на саммите АТЭС во вьетнамском Дананге президенты России и США провели переговоры «на ногах», и одобрили совместное заявление по Сирии. После этого Путин и Трамп провели также несколько телефонных разговоров.
Возможная встреча лидеров России и США во многом зависит от двух проблем – сирийской и санкционной.
Камнем преткновения в Сирии может стать возможная поставка правительству Асада российских зенитно-ракетных комплексов С-300.
«После ракетного удара США по Сирии у России больше нет обязательств не поставлять С-300 Дамаску», — цитирует ТАСС Сергея Лаврова, — «У нас были моральные обязательства, мы обещали этого не делать еще где-то лет десять назад, по-моему, по просьбе известных наших партнеров, и мы приняли во внимание их аргумент о том, что это могло бы привести к дестабилизации обстановки, хотя средство чисто оборонительное. Мы вняли этим просьбам, но теперь у нас такого морального обязательства нет».
В Кремле пока «туманно» комментируют возможность поставок ЗРК С-300 Сирии.
«Заявление президента Путина, сделанное сразу после удара США и их союзников по территории Сирии, следует читать внимательно», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Напомним, что сразу после атаки США на Сирию Владимир Путин обвинил США и их союзников в нарушении международного права.
О возможной поставке С-300 в Сирию говорили и российские военные. Так, 14 апреля начальник Главного оперативного управления российского Генштаба генерал-полковник Сергей Рудской на брифинге журналистам заявил, что «Россия может вернуться к рассмотрению вопроса о поставках в Сирию ЗРК С-300 после того, как вооруженные силы США, Великобритании и Франции нанесли вероломный ракетный удар по этой стране».
Неясной остается и ситуация с антироссийскими санкциями. Так, ранее президент США Дональд Трамп заявил, что новые санкции против России будут введены тогда, когда Москва «действительно этого заслужит».
Джон Болтон, советник президента США, на своей первой встрече в Белом доме с послом России Анатолием Антоновым сказал, что улучшение отношений возможно, «если Москва ответит на ряд беспокоящих Вашингтон вопросов».
«Улучшение отношений соотносится с интересами обеих стран, однако для этого США требуют ответа на вызывающие беспокойство темы», — цитирует Болтона агентство Reuters, — «Это вмешательство России в выборы в 2016 году, безрассудное использование химического оружия в Великобритании, а также ситуации на Украине и в Сирии».
Если это заявление «ястреба» Болтона трудно назвать миролюбивым, то из Москвы в Вашингтон поступают недвусмысленные сигналы, свидетельствующие о заинтересованности России в улучшении отношений с Соединенными Штатами.
«Президент Владимир Путин все еще заинтересован в улучшении отношений с США и хочет дать Дональду Трампу еще один шанс», — отмечает агентство Bloomberg со ссылкой на источники в Кремле, — «В связи с этим российским чиновникам было дано указание умерить тон американских выступлений. Кроме того, российский парламент отложил рассмотрение законопроекта об ответных санкциях США, что тоже может восприниматься как сигнал Вашингтону».
Между тем, в Вашингтоне пока явно не расположены к скорой отмене санкций, а кое-кто даже воспринимает сдержанность Москвы как «проявление слабости русских», и «результат правильной санкционной политики в отношении России». Так, в четверг 19 апреля министр финансов США Стивен Мнучин заявил, что считает «самыми эффективными» новые санкции, введенные в отношении России.
«Введенные санкции были самыми эффективными», — заявил в эфире FOX Business министр финансов США, — «Используем ли мы военные меры, или экономические, мы всегда будем регулировать нашу стратегию в соответствии с тем, что, возможно, происходит за кулисами. Если наша администрация пойдет на новые ограничения в отношении России, то она не станет объявлять об этом всему миру».
Однако многие эксперты считают преувеличением сделанную Мнучиным оценку «сильного эффекта» от санкций в отношении Москвы.
«Думаю, Мнучин преувеличивает», — сказал в интервью телеканалу RT член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Беспалько, — «Это заявление больше о желаемом, чем о действительном. Сам Трамп достаточно нервно отозвался на объявление от его имени очередных санкций, с которым выступила постпред США при ООН Никки Хейли, и заявил, что пока не решился на новый этап ограничительных мер».
По мнению наблюдателей, Россия вполне сможет жить «под санкциями», как живут многие страны, попавшие под ограничения со стороны Вашингтона.
«Санкционная политика и её инструменты достаточно ограничены», — говорит Богдан Беспалько, — «Иран, например, живёт под санкциями уже очень давно. Китай тоже долгое время находился под ограничительными мерами. Тем не менее, эти страны ведут самостоятельную политику».
Сейчас, согласно американским законам, президент Трамп не может самостоятельно принять решение об отмене антироссийских санкций. Нельзя рассчитывать, что такое решение в ближайшее время примет и Конгресс США, где сильны русофобские настроения. Однако бизнесу такая ситуация нравиться не может, поскольку многие американские компании уже потеряли из-за санкций огромный российский рынок. Показательной может считаться недавняя история с отказом России поставлять титан в США. Это вызвало тревогу у представителей авиастроительного бизнеса Штатов, и компании, имеющие сильное лобби в Конгрессе и Сенате, вполне могут «надавить» и на парламентариев, и на администрацию Трампа, чтобы заставить их отменить или хотя бы смягчить введенные против Москвы ограничения.
Вашингтон испытывает давление и со стороны европейских союзников, прежде всего, Германии и Франции, заинтересованных в отмене антироссийских санкций.
С другой стороны, Трамп, как бизнесмен, пытается «выдавить» российские компании из различных сфер европейской и мировой экономики, и прежде всего – из энергетического сектора Старого Света, где у американских газодобывающих компаний есть свои интересы. Именно это объясняет негативное отношение Вашингтона к проекту «Северный поток-2», реализация которого как минимум до 2040 года не позволит американским компаниям играть сколько-нибудь заметную роль на европейском газовом рынке. Во многом и санкции, введенные Штатами против России, направлены на то, чтобы не допустить участия иностранных компаний в этом проекте, предусматривающем поставку в Европу по дну Балтийского моря не менее 55 миллиардов кубометров газа ежегодно.
Таким образом, даже сильное желание Трампа отменить санкции против РФ, неизбежно натолкнется на яростное сопротивление не только профессиональных русофобов-политиков, но и большого бизнеса, заинтересованного в доминировании американского сжиженного газа на энергетическом рынке Европы.
Сможет ли Дональд Трамп преодолеть это «двойное сопротивление»? От ответа на этот вопрос во многом зависит и возможность скорой личной встречи президентов США и России, и, в целом, ситуация в мире, где уже достаточно четко вырисовывается система
«двух полюсов», требующая от Вашингтона принципиально новых подходов к ведению дел на мировой арене. Хотя бы потому, что США сегодня уже не в состоянии успешно конкурировать «на два фронта» — в экономике с Китаем, а в политике — с Россией.
Все это объективно потребует от администрации Трампа «разворота» в сторону Москвы и признания законности геополитических интересов России. А значит, сейчас речь должна идти не о «прямом военном столкновении», а о прямом политическом сближении России и Соединенных Штатов, что будет и в интересах двух мировых ядерных супердержав, и в интересах мира, который не может все время балансировать на грани глобальной катастрофы.
Петр Сергеев