Между Кремлем и руководством Чечни появились разногласия
20 марта 2021 16:27:00
На Кавказе стало спокойнее, и, возможно, необходимость в особых отношениях между Москвой и Грозным снижается
Недавний демонстративный выход в Чечне на плац полка специального назначения имени Ахмата Кадырова с обращением к президенту России привел к публичному спору между администрацией Кремля и чеченским руководством. Возможно, история беспрецедентная.
Чеченцы устроили такую акцию после публикаций «Новой газеты» о якобы проходивших внесудебных казнях в республике.
Когда военнослужащие полка имени Ахмата Кадырова, выстроившись на плаце с оружием и в экипировке, обратились к Владимиру Путину, они заявили о «фейковом издании» и «псевдожурналистах».
«Мы… обращаемся к вам с просьбой обратить внимание на гнусные нападки фейкового издания, каковой является «Новая газета», в адрес наших бойцов. Международные террористы развязали войну в нашем регионе. К этому же нас пытаются подтолкнуть террористы в шкуре псевдожурналистов. Между ними нет никакой разницы», сообщается в Instagram полка.
Имеется в виду расследование «Новой газеты» о якобы практикующихся в республике внесудебных казнях. Материал был основан на интервью с бывшим сотрудником полка Сулейманом Гезмахамаевым, в котором он утверждал, что был участником внесудебных расправ. В день публикации рядом с офисом газеты было распылено вещество с резким химическим запахом.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков по «горячим следам» еще 15 марта сказал, что в Кремле видели публикацию о «казнях» в Чечне, но ее проверка является прерогативой правоохранительных органов.
«Мы видели эту публикацию, наверняка эту публикацию видели и в соответствующих органах. Поэтому если они посчитают такую публикацию основанием для каких-то проверок, то проверки смогут состояться. Мы ее видели, но, поскольку мы к этим органам не относимся, то это не наша прерогатива», — уточнил чиновник.
После того, как в связи с публикациями в «Новой газете» выступил полк имени Кадырова, Песков опять комментировал ситуацию. Он указал, что обращение к президенту России Владимиру Путину направлено не по адресу. По его словам, если авторы обращения считают, что материалы содержат клевету или нарушают честь и достоинство, то нужно обращаться в суд: «Президент Российской Федерации не является судебным органом, он не может принимать судебные решения. Он не может принимать иски в отношении редакции газеты».
Тут уже не сдержался глава Чечни Рамзан Кадыров. «Я считал, что люди могут обращаться к президенту с просьбой разобраться в вопросах, которые их волнуют, как, например, с провокационными нападками на чеченский народ от «Новой Газеты», — написал Кадыров.
Когда главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов заявил о подаче иска в суд в отношении руководства региона, Кадыров сказал, что это смешно, поскольку ранее Кремль посоветовал подать в суд на газету, а не советовал газете подать в суд: «Вечно они что-то путают и не проверяют информацию. Слышали звон, да не знают, где он».
Главный редактор «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов сегодня, комментируя разногласия между республиканским руководством и федеральными властями, высказал мнение, что Кремль тем самым попытался поставить чеченское руководство на место: «Выход полка из казарм чрезвычайно удивил(...) Рамзан Ахматович вывел полк из казарм и сделал его единицей политической жизни. (Реакция Кремля) это история на тему: «Тень, знай свое место» (…) Кадыров теперь не единственная надежа и опора на Кавказе. Можно переступить с ноги на ногу».
Возможно, то, что публичные разногласия между Кремлем и Чечней, которой обычно позволяется больше, чем любому другому региону, стали возможны, объясняется установлением долгожданного спокойствия на Северном Кавказе. Центральные власти, больше не видя опасности сепаратистских проявлений, начали спокойнее относиться к сигналам из некогда мятежного региона.
Как отмечают в своем докладе член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член президиума совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Александр Брод и депутат Государственной думы, член-корреспондент РАН Гаджимет Сафаралиев, «с 2014 года можно отметить переход ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе с негативного конфликтологического сценария на умеренно-негативный, а с 2017 г. в отдельных территориях (например, в Ставропольском крае) — на умеренно-позитивный». В 2019–2021 года в округе отмечены стабилизацией общей ситуации. Как они выражаются, «достигнут определенный баланс между силовым управлением и управлением через традиционные историко-культурные механизмы».
Вместе с тем, Александр Брод отмечает, что сложная социально-экономическая ситуация в СКФО, безработица, коррупция, клановость в органах власти, непродуманные управленческие решения создают определённые риски.
«Напряжённость может обостриться в период избирательной кампании, когда люди, чтобы быть услышанными, озвучат вопросы протестной повестки. Поэтому федеральный центр не должен ослаблять внимания к ситуации в СКФО», — уверен правозащитник.
Борис Куркин