Москве и Лондону придется сесть за стол переговоров

16 апреля 2025 13:13:00
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер получил совет поддержать завершение конфликта на Украине и наладить отношения с Россией
Британский дипломат Ян Прауд в статье для Strategic Culture заявил, что до 2014 года, «двусторонние торговые и инвестиционные отношения между Великобританией и Россией процветали». В публикации спикер приводит в качестве позитивного примера тесное сотрудничество между университетами двух стран, реализацию программ двойных дипломов, поддержку связей между финансовыми районами Москвы и Лондона, развитие взаимодействие крупных энергетических компаний.
Член-корреспондент Российской академии естествознания, доктор политических наук, профессор Александр Гусев уверен, что, несмотря на всю сложность отношений, Москве и Лондону придется сесть за стол переговоров.
«В самом деле был период нормальных, ровных отношений между Россией и Великобританией. Мне, в частности, довелось участвовать в работе по обмену студентами, аспирантами, программе двойного диплома. Страны неплохо торговали. Отмечу, что Лондону мы поставляли самый дешевый газ. Даже белорусы покупали дороже, а немцы — те и вовсе почти в два раза платили больше британцев. Словом, все было в рамках взаимных интересов», — сказал Гусев изданию «Гражданские силы.ру».
Начиная с 2014 года, ситуация резко изменилась, Лондон стал применять исключительно жесткие, ультимативные формы общения, что само собой не могло устроить Москву, напомнил академик. За эти несколько лет в Великобритании сменилось несколько премьер-министров, но никто из них не задумался о каких-то разумных, практичных дипломатичных приемах.
«Вообще истоки холодного отношения Великобритании к России имеют давнюю историю, уходящую в века. Если говорить о Советской России, напомню только об интервенции англичан в Закавказье в 1918 году, высадке британских войск в Архангельске в том же году в рамках интервенции стран Антанты, подрывной работе в Средней Азии, так называемом «ультиматуме Керзона», разрыве в 1927 году дипломатических отношений. Да, мы были союзниками во Вторую мировую войну, но тогда Лондону пришлось на это пойти, в одиночку он бы не справился. Глубоких симпатий к России у Великобритании никогда не было», — отметил Александр Гусев.
Премьер Ким Стармер не из тех, кто желает восстановить более-менее нормальные отношения, как и его многочисленные предшественники, тем не менее, по мнению эксперта, договариваться ему с Россией придется — к этому его обяжут многие моменты, главный из которых состоит в будущих договоренностях между РФ и США.
«Разговаривать с Великобританией следует с позиции силы. Только ее поймут в Лондоне», — считает Александр Гусев.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев скептически оценивает вероятность диалога между Москвой и Лондоном.
«Стармер послушает самого себя. Мы можем до бесконечности убеждать себя, что скоро все нормализуется. Начнем с того, что будущие договоренности с США — это договоренности лично с Дональдом Трампом. Судьба его через четыре года отнюдь не очевидна. Британские политики, безусловно, должны оглядываться на мнение своего главного союзника. Но еще более важно мнение британских избирателей. А по опросам исследовательской интернет-компании YouGov, британцы в Европе в числе лидеров по негативному отношению к России», — сказал Калачев.
Он напомнил, что британский премьер пытается играть лидирующую роль в организации помощи Украине. Помимо этого, он уже объявил о новом «самом масштабном» пакете антироссийских санкций.
«Стармер общается с Трампом в надежде убедить Вашингтон не бросать Украину. Так что я - скептик. Другое дело, что если посредничество Трампа окажется успешным, то отношения Британии и России понемногу начнут восстанавливаться, станут более прагматичными. Но это долгий путь. Что же касается Яна Прауда, не думаю, что скромный сотрудник дипломатической службы, пусть даже проработавший пять лет в Москве, является авторитетом для премьера Британии. На Трампа тут надежды больше. Но многое определят отношения президента США с Европой вообще и Британией в частности. Есть мнение, что Трамп, в отличие от России, там не особо популярен», — резюмировал Константин Калачев.
Дмитрий Тарасов