От «мачо» до пенсионера: эволюция образа президента

Фото: © kremlin.ru

05 июля 2019 12:16:11

14229

Каким останется Путин в народной памяти?

Это было в 1999 году, задолго до наступления в России эпохи Интернета. Не было никаких сетевых масс-медиа с совокупной ежедневной посещаемостью в миллионы человек. Не было никаких социальных сетей. Всю информацию о жизни в стране люди черпали из телевизора и газет и радио. Главным источником было, конечно, телевидение, степень свободы которого на излете 90-х была несопоставима с сегодняшней. По ведущим телеканалам страны нам показывали дирижирующего оркестром подшофе Бориса Ельцина, в глазах одних ставшего национальным позором, в глазах других – национальным посмешищем. Алкоголизм первого президента России тогда достиг критической стадии: Ельцин все чаще надолго пропадал для «работы с документами», а перед новым 2000-м годом объявил о своем уходе. Многие тогда выдохнули с облегчением: и сам отмучился, и страну отмучил.

Пришедший на смену Ельцину Владимир Путин был, конечно, полной противоположностью своего предшественника. Молодой и энергичный комитетчик –Путину тогда было 47 – резко контрастировал со стареющей советской номенклатурой, из которой вышел Борис Николаевич. На совместных фотографиях с крупным и высоким Ельциным стоящий рядом невысокий и сухощавый Путин может и смотрелся для кого-то несколько невзрачно, но здоровый образ жизни, лыжи, дзюдо и умение попадать в неискушенные народные массы выражениями типа «мочить в сортире» сделали свое дело. Да и много ли, в сущности, тогда было нужно. Сам факт того, что к власти в стране пришел адекватный человек, способный решать проблемы, уже казался чем-то фантастическим. А тут на истребителе летает, да еще и разговаривает по-немецки! Простой и решительный Путин очень быстро завоевал народные симпатии.

Он стал национальным лидером и «мачо», этаким брутальным агентом 007 отечественного разлива, с ружьем и голым торсом. Но главное – он удовлетворил запрос общества на порядок, которого не было при Ельцине. Путину очень хотелось казаться этаким народным героем, стоящим за справедливость. Помните, в 2004 году был такой плакат с изображением президента, актера Сергея Бодрова, балерины Майи Плисецкой и надписью «Путин – наш президент. Данила – наш брат. Плисецкая – наша легенда». Постановка в один ряд с культовым тогда киногероем была не случайной. Для россиян Путин и был таким верховным Данилой Багровым, который придет и разберется, за кем правда.

С годами «правды» в стране становилось все меньше, а, по мнению некоторой части общества, коррупции, беззакония и бардака (уже путинского) все больше. Роман ельцинского преемника с народом постепенно начал сходить на нет. К 2011 году, ознаменовавшемуся Болотной площадью, от Путина и его режима в обществе ощущалась заметная усталость. К 2015 году, когда прошла крымская эйфория, страну обложили санкциями, а доходы населения начали падать, усталость сменилась раздражением. К 2019 году, после пенсионной реформы и переназначения Медведева, раздражение перешло местами в глухое неприятие. Повышение пенсионного возраста для миллионов россиян стало окончательным ментальным сломом: возможно, потому что Путин перестал быть справедливым «братом» и заступником. Но здесь уже больше политики, в которую не хотелось бы углубляться.

Все эти двадцать лет, проведенные у власти, с Владимиром Владимировичем происходил один естественный процесс, от которого, увы, не защищен никто: президент старел. И образ «мачо», поддерживаемый Путиным, сыграл с ним злую шутку. Кувыркаться на татами становилось все тяжелее, разведчика в военном истребителе сменил альфа-самец на дельтоплане из стаи стерхов. Путиным перестали восхищаться, над ним стали смеяться. И с каждым новым креативом от Владимира Владимировича, стремящегося подчеркнуть собственную молодцеватость, этот смех только усиливался, разлетаясь по всему Интернету и приобретая откровенно издевательские формы. Вот грозный российский президент, вызывающий трепет во всем мире, едет на коне, на которого забрался с табуретки.

А вот он погружается на дно Таманского залива и всплывает с двумя древнегреческими амфорами, щедро вознаграждаемый благодарной сетевой аудиторией за помощь российской науке: «Маленький мальчик играл в водолаза, оп-па – и амфора с первого раза!» Настал век Интернет и век молодежи, родившейся и выросшей за время президентства Путина и не заставшей Ельцина и «лихие» 90-е.

В октябре Владимиру Владимировичу будет 67. Ровно столько же было Борису Ельцину, когда он покинул Кремль. Ельцин управлял страной 8 лет, Путин управляет уже два десятилетия. Он уже «пересидел» генсека КПСС Леонида Брежнева, занимавшего свой пост 18 лет. Каким остался Леонид Ильич в народной памяти? Дряхлым, трясущимся стариком, вешающим себе на китель геройские звезды, персонажем снисходительных анекдотов: «Какая разница между Брежневым и Каспаровым? Каспаров ходит Е2 Е4, а Брежнев – едва-едва». Разница между Путиным и Брежневым пока существенная, но дистанция постепенно сокращается.

Антон Стариков
Теги: Владимир Путин, мачо, Брежнев, Борис Ельцин