Почему Вашингтон откладывает санкции против Москвы?

Фото с сайта: nextposeural.ru

25 октября 2017 13:37:19

5529

После того, как в Сенате США подвергли Белый дом критике за задержку при исполнении антироссийских санкций, в администрации президента Дональда Трампа пояснили, что «это сложный процесс, которые потребует времени».

«Определение лиц и компаний из России, которые потенциально могут попасть под санкции США, сложный процесс, который требует времени», — цитирует CNN заявление Госдепартамента. 

Как отметила на состоявшемся 25 октября пресс-брифинге в Вашингтоне официальный представитель Госдепа Хизер Науэрт, «внешнеполитическое ведомство США работает над определением лиц и организаций, связанных с российским оборонным и разведывательным секторами, а срыв дедлайна вызван сложностью процесса».

«Определение таких лиц и организаций может привести к тому, что они будут подвергнуты новым санкциям», — цитирует Associated Press представителя Госдепартамента, — «Помимо составления самого перечня, наши сотрудники разрабатывают руководства для американских компаний, которых составление такого списка может затронуть. Такой перечень важен и для наших союзников и партнеров по НАТО, которым нужны инструкции, чтобы не подвергнуться воздействию санкций».

Ранее американские сенаторы Джон Маккейн и Бен Кардин обратились в администрацию президента США, выразив недовольство задержкой исполнения санкций против России.

«Это ставит под сомнение приверженность администрации Трампа законопроекту о санкциях», — говорится в заявлении сенаторов, опубликованном на сайте Конгресса США, — «Белый дом не может оказать на Москву необходимое давление, и не принуждает к этому союзников в Европе».

Задержкой в реализации введения новых ограничительных мер против Москвы недовольны не только Маккейн и Кардин, но и подавляющее большинство американских сенаторов, независимо от их партийной принадлежности.

Президент США Дональд Трамп 2 августа подписал закон, предполагающий расширение ряда секторальных санкций против российской экономики, введенных в 2014-2016 годах на основании указов предыдущего президента США Барака Обамы. Закон, значительно ограничивающий возможности главы государства в вопросе смягчения или снятия санкций, предполагает, что президент сможет налагать санкции на компании и лица, вкладывающие в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 миллионов долларов за год или 1 миллион долларов единовременно. При этом в законе отдельно указывается, что «США продолжат противодействовать проекту «Северный поток-2».

Этот законопроект об ужесточении санкций в отношении России был принят в рекордно короткие сроки: 25 июля его одобрила Палата представителей, а 27 июля — Сенат.

Проблема, по мнению Сената, в том, что закон в течение двух месяцев после подписания этого документа, то есть, до 1 октября, президент должен был издать нормативно-правовой акт, разъясняющий, какие российские лица и организации следует считать частью оборонного и разведывательного секторов России. Пока же, судя по заявлению Госдепартамента, администрация Трампа только «вычисляет» российские компании, потенциально подпадающие под американские санкции.

В дело вынужден был вмешаться и государственный секретарь США.

«Мы очень осторожно подходим к разработке нормативов по санкциям против российских компаний, занимающихся бизнесом», — заявил Рекс Тиллерсон 15 октября в прямом эфире телекомпании CNN, — «Мы сотрудничаем с министерством финансов для разработки таких критериев, чтобы люди могли понимать, что разрешено, а что поставит под угрозу санкций их самих».

Сейчас в отношении России действует несколько видов ограничительных мер, введенных с начала 90-х годов прошло века.

В первую группу входят санкции, введенные под предлогом нарушения российскими ведомствами и компаниями американских законов о нераспространении в отношении Ирана, Ирака, Ливии, Северной Кореи и Сирии, либо международных режимов контроля над оружием массового уничтожения и ракетной техникой. Одним из первых еще в 1992 году под эти санкции попал «Главкосмос», причем санкции были введены сразу после того, как «Главкосмос» опередил американских конкурентов и заключил с Индией контракт о продаже ракет на 400 миллионов долларов. Сейчас в этом «черном списке» 14 российских компаний, в том числе корпорация «МиГ», «Рособоронэкспорт» и «КБ приборостроения имени академика А. Г. Шипунова», то есть, главные конкуренты США на мировом оружейном рынке.

Вторая категория антироссийских санкций касается так называемого «Акта Магнитского», принятого в США в 2012 году и предполагающего ограничительные меры в отношении ряда российских должностных лиц, якобы причастных к смерти в ноябре 2009 года в московской «Матросской Тишине» аудитора британского фонда «Hermitage Capital Management» Сергея Магнитского. Этот документ распространяет действие санкций на лиц, «несущих ответственность за совершение внесудебных убийств, пыток и других серьезных нарушений прав человека». Сейчас в этом списке числятся 39 фамилий, в основном речь идет о российских силовиках.

Третья категория антироссийских ограничительных мер — санкции, в связи с Украиной, которые начали вводиться администрацией Обамы с марте 2014 года, сразу после воссоединения Крыма с Россией.  Этот санкционный список расширялся 17 раз, и сегодня включает 160 физических и 413 юридических лиц.

Четвертая категория американских санкций имеет в виду якобы имевшее место «вмешательство России в президентские выборы в США в 2016 году» и «хакерские атаки, организованные Москвой против американской избирательной системы». О введении этого пакета санкций администрация Барака Обамы объявила 29 декабря прошлого года. Тогда американские власти выслали из страны 35 российских дипломатов, и наложили арест на два дипломатических объекта в штатах Нью-Йорк и Мэриленд. Заодно в новый  санкционный список были включены пять российских организаций, в том числе ФСБ, ГРУ Генштаба Вооруженных сил России, и шесть физических лиц. Санкции предусматривают замораживание активов фигурантов «черного списка», а также практически всех сделок с ФСБ. Правда, в феврале 2017 года меры в отношении ФСБ были ослаблены, поскольку американцы нуждались в обмене разведывательной информацией, касающейся деятельности международных террористических организаций.

Можно предположить, что нынешняя задержка с оформлением санкционного списка связана, прежде всего, с разногласиями, возникшими между Вашингтоном и его европейскими союзниками. Последние все громче высказывают недовольство тем, что введенные по указке из Вашингтоне ограничения против России обернулись санкциями против Евросоюза, терпящего огромные убытки и из-за антироссийских санкций, и из-за ответных ограничительных мер, введенных Москвой. В Белом доме понимают, что, не «дожав» европейцев, США не смогут ввести новый пакет реально действующих санкций против России.

Кроме того, в Брюсселе не без оснований полагают, что расширение антироссийских санкций может стать поводом для раскола ЕС, поскольку здесь нет единства в оценке санкционных мер, и далеко не все страны Евросоюза безоговорочно принимают эти меры в отношении Москвы. Примером здесь может служить разнобой во взглядах на проект газопровода «Северный поток-2», против которого наиболее активно выступают США, Польша и страны Балтии, но который выгоден «столпам» Евросоюза, Германии и Франции, не желающим терпеть огромные убытки из-за политических игр Вашингтона.

Пока администрации Трампа не удается достичь консенсуса по поводу антироссийских санкций, и именно это можно считать главной причиной затягивания исполнения этих ограничительных мер на практике.

Петр Сергеев
Теги: Вашингтон, Москва, США, санкции