Получится ли у России расширить связи с АСЕАН?
22 января 2024 18:41:00
В Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором после окончания Второй Мировой войны решающую роль играли КНР и США, появляются новые центры силы
Многие из них (вроде Австралии и Новой Зеландии) так или иначе связаны с Пекином или Вашингтоном, но вот один из них — АСЕАН — выглядит вполне самостоятельным игроком, который с каждым годом становится всё сильнее.
Юго-Восточная Азия располагается между основных торговых путей из Азии в Европу, а государства, которые находятся на ее территории (в основном участники АСЕАН) развивают собственную экономику, показывая высокие темпы роста.
Российской Федерации, как крупному производителю и перспективной экономике в условиях санкций нужно находить не только рынки сбыта, но и важных политических партнеров. Получится ли найти союзника в лице АСЕАН?
История АСЕАН
АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) — это региональная международная организация, созданная для сотрудничества и экономического развития стран Юго-Восточной Азии. Она была основана в 1967 году и включает в себя десять стран-членов.
Отношения АСЕАН к СССР и США были сложными. В начале своего существования, она сохраняла нейтралитет во внешнеполитических вопросах и стремилась поддерживать равновесие между двумя блоками. Тем не менее, страны-участницы организации относились холодно к Советскому Союзу, так как рассматривали коммунизм как угрозу, а Москву не как партнера, а как соперника в борьбе за влияние.
В то время как отношения с СССР были скорее формальными, отношения с США развивались активнее, особенно в области экономического сотрудничества.
Однако в последующие годы многое изменилось. С распадом СССР и изменением политической ситуации в регионе, АСЕАН стала укреплять связи с Россией. США также продолжают играть важную роль в регионе, особенно в контексте безопасности и экономического сотрудничества.
Страны АСЕАН подвержены изменениям, связанными с окончанием холодной войны, глобализацией и установлением многополярного миропорядка. Примеры Вьетнама и Индонезии показывают разнообразие изменений в регионе.
АСЕАН сегодня
Таким образом, в условиях, когда идеологическое противостояние ушло в прошлое, АСЕАН становится куда более независимым политическим объединением.
Так, лидеры Филиппин и Индонези провели переговоры по Южно-Китайскому морю и блоку АСЕАН в Маниле. Они также подписали соглашение о сотрудничестве в сфере энергетики и договорились усилить оборонные связи. А Малайзия и Сингапур создали специальную экономическую зону в Малазийском штате Джохор для привлечения инвестиций и смягчения ограничений на перемещение товаров и рабочей силы.
Создание в том числе и оборонных союзов без участия США и Китая свидетельствует о политической самостоятельности блока, которая может быть использована Россией для расширения своих связей со странами Юго-Восточной Азии. Но каковы перспективы сотрудничества?
Россия и АСЕАН
Таиланд и Индонезия рассматриваются как потенциальные партнеры России в Юго-Восточной Азии. Особый акцент делается на перспективность сотрудничества с Индонезией, которая увеличила двусторонний товарооборот на 40% до $3,3 млрд в 2022 году и изъявила желание стать членом БРИКС, а также вступить в зону свободной торговли со странами ЕАЭС.
Согласно докладу «Россия и Азия: парадоксы новой реальности» от Международного дискуссионного клуба «Валдай», аналитики выделяют четыре модели отношений азиатских государств к России, включая неформальную поддержку, конструктивный нейтралитет, активную поддержку и публичное дистанцирование. Индонезия оказывается в числе наиболее перспективных партнеров для России в новых условиях, поскольку стремится углубить стратегическое партнерство, не присоединяется к антироссийским санкциям и нацелена на расширение торгово-экономических связей с Москвой.
Эксперты отмечают, что Вьетнам является давним и потенциально перспективным союзником России. Стороны планируют увеличить товарооборот до $10 млрд к 2025 году и расширить сотрудничество в области транспорта, информационно-коммуникационных технологий и научных исследований.
Таиланд, хотя придерживается нейтралитета, считается одним из наиболее перспективных для России государств. Бангкок не присоединился к антироссийским санкциям, стремится значительно увеличить внешнеторговый оборот с Россией и может стать важным транспортным узлом и рынком с населением 660 млн человек.
Многие государства Юго-Восточной Азии сохраняют политические и экономические связи с Россией из-за отсутствия негативного исторического опыта в регионе, что формирует позитивный фон для развития отношений. Этот подход также позволяет азиатским странам демонстрировать свою независимость, сохраняя свои интересы в условиях глобальных противоречий.
АСЕАН плюс ЕАЭС
Аршад Расджид, председатель Делового консультативного совета АСЕАН, выразил мнение о том, что страны блока видят большие возможности для сотрудничества с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Он подчеркнул, что путем объединения усилий организации могут способствовать экономическому развитию, увеличению инвестиций и интеграции. Расджид также отметил, что укрепление отношений между АСЕАН и ЕАЭС поможет диверсификации экономик, повышению конкурентоспособности и содействию инновациям, что будет взаимным преимуществом для быстрорастущих рынков обеих организаций.
Ощутимые препятствия
Тем не менее на пути сближения России со странами Юго-Восточной Азии есть и препятствия. Сотрудничество носит фрагментарно-спорадический характер, признает в беседе с РБК исполнительный директор делового совета Россия — АСЕАН Виктор Тарусин. Во внешней торговле АСЕАН на Россию пришлось менее 1% всего объема, АСЕАН в российской торговле занимает 2,7%. В структуре российского экспорта преобладали минеральные ресурсы (60%), машины и оборудование (14,5%) и химикаты (13,8%). В целом, в российском «повороте на Восток» Юго-Восточная Азия отходит на второй план по сравнению с отношениями с Китаем.
И это неудивительно. Россия, как и страны АСЕАН, также являются поставщиками различных ресурсов, а обмен ими не так выгоден, особенно, если учесть тот факт, что многие из полезных ископаемых есть как в России, так и на юго-востоке Азии.
Некоторые страны-участницы АСЕАН конкурируют с КНР (главным союзником России в АТР) за влияние над Южно-Китайским морем. А потому дестабилизация ситуации в этом регионе может привести к непредсказуемым последствиям для сотрудничества. Москве, как видится, будет необходимо выработать компромиссную политику, чтобы сохранить дружественные связи с двумя сторонами.
Таким образом, укрепление экономико-политических связей со странами АСЕАН остается перспективным путем внешнеполитической деятельности России. Объёмы торговли продолжают расти, открывая перед ее участниками новые возможности. Вероятнее всего, в скором времени мы увидим сближение ЕАЭС и АСЕАН, которое могло бы быть выгодно всем участникам. Пока же оно имеет место не со всем блоком, а с некоторыми его частями, что говорит о том, что еще есть над чем работать.
Александр Щелоков