Как популярность китайских марок сказывается на российском автопроме

Как популярность китайских марок сказывается на российском автопроме Фото © «Гражданские силы.ру»

21 января 2024 16:23:00

1122

Экспансия китайских марок на мировой рынок привлекла к себе внимание контролирующих органов других стран, в частности, Евросоюза. На Западе уверены, что лоббирование Китаем интересов своих производителей может «подсадить» спрос на зависимость от дешевых машин

Смещение покупательских привычек ставит под угрозу национальные марки. В России такой сценарий в ближайшем будущем невозможен из-за определяющей разницы между ценниками отечественного автопрома и «китайцев». Это подтверждают и продажи в новом сегменте, регулярно показывающие на первых местах рейтинга сначала самые дешевые российские машины, рассказала руководитель пресс-службы «Открытие Авто» Елена Проценко.

По итогам 2023 года Китай вырвался в лидеры по экспорту автомобилей в мире. Можно ли сказать, что этому успеху Поднебесная обязана прорывом на российский рынок? Означает ли это, что автопром в других странах (и, в частности, в РФ) скоро начнет отмирать?

«Автомобильная промышленность не только в Китае, но и в других странах продолжит развиваться, в этом нет никаких сомнений. Во-первых, автопром – важная часть экономики многих государств, которая к тому же обеспечивает заказами другие отрасли, способствует развитию технологий. Во-вторых, большое значение имеют политические факторы: у некоторых государств непростые отношения с КНР, и они будут защищать свой рынок от влияния китайского автопрома, даже вводя прямые запреты на поставку автомобилей из Поднебесной. В-третьих, огромное значение имеют сами потребители, которые знают, что представляют собой китайские автомобили, каковы их технические характеристики и дизайн, потребительские свойства. Скептически настроенные покупатели выберут автомобили других марок и не сделают выбор в пользу авто из Китая. Таким образом, конкуренция на глобальном автомобильном рынке сохранится. Россия также продолжит поддерживать отечественную автомобильную промышленность, которая является значимой частью машиностроения и всей экономики. На отечественном рынке сохранятся меры поддержки как производителей, так и покупателей, причем эти меры могут быть самыми разными. Например, при закупках автомобилей государством и регионами они могут делать выбор в пользу отечественных автомобилей, и это может послужить стимулом для бизнеса и частных лиц также выбирать автомобили российского производства. Вместе с тем Россия не отказывается от сотрудничества с дружественными странами в выпуске сложной продукции, и различные комплектующие для выпуска отечественных автомобилей могут поступать из этих стран. Однако импортозамещение будет продолжено, в том числе и в автопроме: Россия будет стремиться создать собственные детали и узлы для автомобилей», —рассказал изданию «Гражданские силы.ру» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Последние два года китайские автомобили планомерно наполняли оставленные санкционными марками ниши. Китайскому автопрому фактически достался весь рынок, разделившийся за это время на две части — отечественную и китайскую. Поменялось отношение брендов. Ранее к нам заходили только с проверенными машинами, которые могли бы в теории маркетологов найти покупателей, но теперь у нас полное разнообразие моделей. Все это, конечно, отразилось и на общемировой статистике продаж. Собственное производство невозможно без развитой научно-технической базы. Сначала мы должны научиться технологиям, затем деталям и только потом собирать по-настоящему российские машины. Пока наш автопром смог отказаться от санкционных комплектующих в пользу доступного Китая и только начинает путь в сторону собственных производств», — добавила Елена Проценко.

Поставка китайских авто в Россию является важной составляющей сотрудничества двух стран в эпоху антироссийских санкций, считают эксперты.

«Анализируя данные таможенной статистики Китая, можно прийти к выводу, что внешнеторговый оборот России и Китая в 2023 г. составил свыше 240 млрд долларов, обновив прошлогодний рекорд на более чем 26%. Сущность такого роста заключается в развитии, так называемого долгосрочного стратегического партнерства, с учетом осложнения торгово-политических взаимоотношений с ЕС, США, Японией и некоторыми другими странами, дающего определенные преимущества китайскому производителю. Согласно общемировой торговой статистике доля России во внешней торговле Китая традиционно не превышает 4%, однако для Российской Федерации Китай выступает важнейшим торгово-экономическим партнером. В настоящее время доля КНР в российской внешней торговли составляет свыше 30%. Существенный вклад в увеличение внешнеторгового оборота внес импорт китайских автомобилей. По предварительной оценке данных, представленных ФТС России, можно отметить, что в 2023 г. импорт автомобилей из Китая по сравнению с 2022 г. вырос более чем в 3,5 раза. При том, что, по официальной информации Ассоциации автомобильной промышленности Китая, Республика ежегодно наращивает экспорт автомобилей (в 2021 г. – более 2 млн, в 2022 г. – более 3 млн, в 2023 г. – 4,2 млн), а экспорт автомобилей, включая грузовики и автобусы в Россию составил более 840 тыс. По данным Минпромторга России, в 2023 г. рынок новых транспортных средств в России составил 1 319 351 шт., (823 695 шт. в 2022 г. или прирост 60%) и доля транспортных средств, изготовленных в РФ, составила 49%. Это означает, что ввезено было около 673 тыс. иностранных автомобилей, из которых порядка 70% – китайского производства. Получается, по данному показателю Китай хоть и лидирует в импорте, но по количеству проданных автомобилей пока проигрывает российскому автопрому», — сказал «Гражданским силам.ру» доцент департамента налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Алексей Костин.

А как же быть с импортозамещением?

«Какой бы ни была противоречивой представленная отчетность понятно, что стремительный прирост присутствия китайских автомобилей на внешнем рынке свидетельствует о возросших возможностях их автопроизводителей. В свою очередь, Россия также наращивает импорт китайских автомобилей, хотя необходимо отметить определенную активизацию процесса импортозамещения, большая роль в котором принадлежит госпрограммам. С уходом японских, европейских и американских автопроизводителей с российского рынка возможности реализовать свои возможности есть как у российского автопрома, так и у китайских автоконцернов. У последних есть преимущества – внедрение новейших разработок в электронике и низкая себестоимость. Российский автопром, в свою очередь, активно поддерживается государством, поэтому в рамках импортного регулирования возможно использовать таможенно-тарифный механизм (например, увеличить ставки ввозных таможенных пошлин исходя из условий функционирования авторынка) для выравнивания ценовой конкуренции. При этом необходимо еще учитывать внутренний спрос и ряд других факторов (инфляционные процессы, возможности использования автокредитов и т.п.)», — отметил аналитик.

«Объем автоэкспорта из КНР превысил аналогичный японский показатель почти на миллион экземпляров. Причем в Россию в 2023 году было поставлено около 800 тысяч автомобилей. Годом ранее продажи в России составили 119 737 китайских авто. Таким образом, можно понять, что многократно выросшие за год поставки в РФ стали решающим фактором превращения Китая в мирового автоэкспортера номер один. Чисто национального автопрома уже давно не существует. Мы наблюдаем не только экспансию, но и взаимопроникновение рынков. В 2022 году самым продаваемым в Китае брендом стал немецкий Volkswagen. Нет ни одного авторынка в мире, на котором 100% продаж приходились бы на национальный автопром. И российский рынок не исключение. Причем последние два года отмечался не только рост доли китайских производителей, но и укрепление позиций отечественных автопроизводителей и появление новых брендов, таких как Evolute. В России начинается производство сложных и дорогостоящих комплектующих, таких как тяговые батареи, на которые приходится примерно 35–40% стоимости электромобиля. Завод по их производству планируется запустить в 2025 году в Калининграде. Полностью закрыть потребности отечественного рынка российский автопром не сможет, поскольку сборка автомобилей в РФ всегда будет дороже, чем в Китае. Это вызвано разницей в объемах рынка и объемах производства, а также разными уровнями автоматизации и расходов на заработную плату», — сообщили «Гражданским силам.ру» в пресс-службе ГК АВТОДОМ.

Если бы не санкции, успех Китая стал бы не столь очевиден, в частности, в глобальном масштабе.

«После прихода в Россию китайские производители получили огромный рынок сбыта, так как заняли свободную нишу, заменив американские и европейские бренды. В 2023 году на рынке РФ было продано почти 700 тысяч новых китайских автомобилей, что составляет практически 10% от общего количества экспортированных авто. В 2024 году китайские производители планируют поставить в Россию 1,2 млн новых автомобилей, что позволит увеличить объемы продаж еще больше. Популярность китайских брендов не мешает развитию автопрома в России. На отечественном рынке сохраняется дефицит автомобилей в бюджетном сегменте, поэтому наши производители могут занять свободную нишу. Появление в России китайских компаний помогает российским производителям, так как они перенимают опыт и технологии у коллег. Сейчас уровень спроса на рынке РФ, в том числе отложенного, остается высоким, поэтому без китайских автомобилей будет трудно избежать дефицита в разных сегментах», — отметили в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

«Российский автомобильный рынок, конечно, внёс вклад в лидерство Китая по продажам машин за рубеж, но на мой взгляд это не основная часть такого роста. В прошлом году наблюдался настоящий бум электроавтомобилей, а в Китае очень много интересных брендов электротранспорта. Думаю, основной рост пришелся на это направление. Уверен, Россия сможет все-таки выйти на серьезный уровень в автомобилестроении, особенно в сфере электротранспорта, но на это понадобится как минимум десятилетие», — поделился своим мнением с изданием сооснователь таксопарка «Полёт» Михаил Холин.

Сергей Путилов
Теги: Авто, автором, машины