Россия тайно вооружается или надорвалась в стремлении к глобальному военному превосходству?
31 августа 2019 16:53:49
Появившееся в российских СМИ сообщения о том, что РФ триллионы рублей тратит по бюджетному разделу «секретные расходы» вызвало у западных аналитиков подозрения, что Кремль под маской миролюбия в действительности раздувает гонку вооружений
Так, немецкая газета Die Zeit заподозрила Россию в сокрытии реальных цифр военного бюджета. Издание называет это одним из проявлением «гибридной войны», которую ведёт Москва. Но положение «путинского» режима, столкнувшегося с экономическим застоем и западными санкциями, едва ли позволит Кремлю подкреплять свои угрожающие заявления о создании «супер-оружия» серьезными финансовыми вливаниями. По крайней мере в ближайшие годы. Раздувание великодержавных щек слабо согласуется с экономическими реалиями. Складывается впечатление, что Россия надорвалась в стремлении к вершинам военного могущества, что в который раз подтверждает тезис Карла Маркса о превосходстве базиса (то есть экономики) над прочими державными надстройками, включая имперские замашки.
Колонка военного эксперта Микаэля Тумана начинается с замечания, что с одной стороны, Владимир Путин громогласно заявляет о появлении в России потрясающих воображение систем вооружения, проводятся масштабные военные манёвры; с другой — её бюджет в десять раз меньше американского. Ответ, по мнению немецкого издания, заключается в «кривой бухгалтерии». Автор статьи объясняет, что российские оборонные предприятия используют для расчётов рубли, и, будучи почти полностью подконтрольны государству, устанавливают цены на свою продукцию гораздо ниже тех, что предлагаются иностранным покупателям российского оружия. Особое внимание уделяется так называемым «теневым бюджетам». Значительная часть российского бюджета засекречена. Расходы страны на закупку вооружений и интеллектуальной собственности составили около 4,9 трлн руб., или 5,3% ВВП, подсчитал РБК. Но идут ли эти средства на вооружение армии? Едва ли. Можно предположить, что значительная часть расходов тратится на наведение порядка в Сирии, а заодно в Венесуэле и даже в Африке. Но только российская армия от этого не становится сильнее. Пик гособоронзаказа был пройден еще в 2017 году. После этого оборонные затраты России впервые снизились за последние два десятка лет.
Согласно данным Росстата сокращение гособоронзаказа привело к спаду производства в оборонно-промышленном комплексе в 2019 году. В январе—июле производство летательных аппаратов и космических систем сократилось на 41,5% к тому же периоду предыдущего года. После сильного роста на протяжении четырех лет впервые производство самолетов, космических кораблей и ракет рухнуло в 2018 году. Вице-премьер Юрий Борисов сообщал о спаде производства авиационной продукции на 12,7%, ракетно-космической — на 4,1% с 2017 года. Дополнительной проблемой является высокая закредитованность ОПК: в июле Борисов предложил списать 600–700 млрд руб. долгов военных предприятий перед банками. В 2018 году доля расходов на оборону уменьшилась до 3,2% ВВП. В 2019-м и 2020 годах она составит 2,9% ВВП, отмечала замминистра обороны Татьяна Шевцова.
«Очевидно, что российские власти, столкнувшиеся с экономическими трудностями и даже перспективой рецессии, которую глава Минэкономразвития Максим Орешкин прогнозирует не позднее 2021 года, вынуждены умерять свои милитаристские амбиции. Разумеется, это не мешает Путину по-прежнему стращать мир новыми военными разработками. Но то, что поддерживать гонку вооружений прежними темпами больше не получится видно уже сейчас. Неудача с испытанием крылатой ракеты «Буревестник» под Северодвинском лишь подчеркивает сложности, с которыми придется столкнуться стране, выдвинувшей заявку на мировое военное превосходство, и в то же время лишенной финансовых и технологических ресурсов для осуществления этих амбициозных замыслов», — сказал «Гражданским силам.ру» руководитель центра стратегических исследований «Другая Европа» Павел Левушкан.
Сергей Путилов