Росстат измерил теневую экономику России
30 августа 2019 09:58:07
Размер неучтенной экономики Российской Федерации в прошлом году составил 11,7 трлн рублей, что составляет 12,7% ВВП
Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные Росстата.
«Россияне остаются в неформальной экономике, потому что стремятся избежать избыточного государственного регулирования, высоких налогов», – цитирует издание директора Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ Алексея Пономаренко. Отмечается, что ВВП страны составляет 92,1 трлн рублей, то есть «серую зону» можно оценить в 11,7 трлн рублей.
«Гражданские силы.ру» попросили экспертов пояснить, что относится к «теневой экономике» – зарплаты в конвертах, двойная бухгалтерия предпринимателей? Можно ли сказать, что высокий уровень теневой экономики является следствием высоких налогов, и не проще было бы «обелить» ее, снизив налоговый пресс на бизнес? Тем более что это помогло бы придать стимулы для выхода из экономического застоя. Почему власти не идут этим путем, лишь усиливая поборы с населения и бизнеса?
«К теневой экономике относятся все виды труда и предпринимательской деятельности, не отраженные в соответствующих фискальных и статистических данных. Это могут быть и частные репетиторы, и гаражный сервис, и услуги нянечки, и зарплаты в конвертах, и работа не оформленных легально трудящихся (кому из нас не приходилось нанимать хотя бы на полдня пару «работяг», чтобы выкопать траншею или скосить густой кустарник на даче?). Сюда же попадают и те, кто сдают внаём квартиру без официального оформления своей деятельности как ИП или самозанятых. Тут и занятость на двух или трех работах, где одна официальная, а остальное, что называется, «мимо кассы». Тут огромный пласт фрилансеров, начиная от рерайтеров и заканчивая программистами. Неудивительно, что почти каждый восьмой россиянин трудится нелегально. Что касается текущего показателя «ненаблюдаемой» экономики в 12,7%, то в принципе для государства, претендующего на пребывание в числе лидеров мировой экономики, цифра, конечно, чрезмерно велика. Тот факт, что доля «невидимой» экономики год от года снижается, связан в основном с тем, что растет объем ВВП при практически неизменных объемах теневой экономики. Поэтому доля постепенно и снижается. Почему у нас в России столь высока доля «ненаблюдаемой» экономики? Причин множество. Тут и высокие налоги, и крайне сложные условия для ведения собственного бизнеса (огромное количество административных барьеров, коррупция, неравные условия конкуренции и т.д.). Важен и факт отсутствия как такого «социального договора» между государством и трудящимися. Если в цивилизованных странах «правила игры» четко определены, права и обязанности государства незыблемы и понятны для каждого трудящегося, то в России до сих пор главенствует негласное правило: «Государство делает вид, что заботится о нас, а мы делаем вид, что платим налоги». По сути, это полное отсутствие того самого «социального договора». Изменить ситуацию какими-то административными мерами или простыми решениями не получится. Только масштабные реформы, включающие в себя существенное улучшение бизнес-среды, пересмотр влияния на бизнес силовых структур, изменение в правовой и судебной системах, качественное улучшение условий ведения бизнеса малыми и средними предприятиями, преференции для тех, кто только открывает свое дело – т.е. совокупность мер – могут вызвать какие-то улучшения в области перехода трудящихся из сферы «теневой» занятости в официальную», – сказал «Гражданским силам.ру» Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».
«Большая часть теневой экономики приходится на ремонт автотранспорта, строительства – одним словом, на отрасли, где привлекается большое число рабочих, чей труд необходимо оплачивать. Работодатели зачастую ищут разные способы сэкономить, так как работа в «чистую» требует отчисление налогов и других обязательных платежей государству, что является тяжелым бременем для кошельков бизнесменов. Выплата зарплат в конвертах, позволяет значительно сократить издержки и увеличить прибыльность деятельности. Именно поэтому предприниматели выбирают такой путь, безусловно, не без рисков. Безусловно, теневой сектор крайне негативно влияет на экономику страны: государство недополучает деньги и вынуждено повышать налоговую нагрузку на население, что в конечном итоге приводит к прямому сокращению доходов и к увеличению цен на потребительские товары. И решать эту проблему необходимо комплексно. В первую очередь нужно разгрузить бизнес, особенно малый, так как на данный момент именно на бизнес давит излишняя нагрузка. И второй важный момент – это необходимость оживления экономики. Пока эти вопросы не будут решены, объём теневой экономики и дальше будет набирать обороты», – поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Арсений Дадашев, директор Академии управления финансами и инвестициями.
«Теневой экономикой принято считать любую экономику, учет которой скрыт от государства и общества. Безусловно, это и зарплаты в конвертах, и двойная бухгалтерия, но также сюда можно отнести и деятельность так называемых «черных рынков», бухгалтерию самозанятых, домашнюю или общинную экономику. Условно можно поделить ее на черную (вся подпольная, нелегальная экономика), серую (неформальная) и теневую (фиктивную). На вопрос, является ли высокий уровень теневой экономики следствием высоких налогов, можно ответить: да, но это лишь одна из причин. На рост теневой экономики также влияет уровень покупательской способности, законодательная база, регулирующая законы, касающиеся вопросов ведения бизнеса на разных уровнях, дотационная, кредитная политика государства, а также многие другие факторы. Безусловно, снижение налогового прессинга в отношении бизнеса дает определенный толчок в его развитии, представители определенного сегмента будут рады выйти из тени и работать легально. На некоторые отрасли это особого влияния не окажет. Стимулирование выхода из экономического застоя действительно проводится путем снижения налоговой нагрузки на бизнес как одна из мер. Однако на макро-уровне усиление налоговой нагрузки принято рассматривать в качестве более многозначной меры, нежели просто как рычаг пополнения казны. Коротко говоря, неприменение данной меры ориентировано на стабилизацию сегментарной работы конкретной национально-экономической ячейки, на упрощение ее развития и облегчение работы участникам, в какой-то мере повышает кредитоспособность и кредитоотдачу, помогая банковскому сектору, но есть макро-экономические теории и схемы, куда входит ужесточение налоговой базы в качестве меры помогающей избежать, например, дефолта», – отметил в беседе с «Гражданскими силами.ру» Алексей Буянов, генеральный директор инвестиционной компании Bengala Investment.
Сергей Путилов