Кто победит в битве за британский парламент?
02 января 2024 13:49:00
В преддверии 2024 года в Великобритании многие ждут выборов, которые после пяти лет правления консерваторов кажутся как никогда необходимыми. СМИ пишут, что прошлый год стал тупиковым для британской политики. Тори пытаются решить все созданные Brexit проблемы, но это не так просто, как кажется
Выборы в этом году могут и не пройти: премьер-министр Риши Сунак не обязан назначать их до 17 декабря 2024 года, то есть ровно до завершения пятилетнего срока правления.
Правда, если вспомнить, что произошло за это время, то покажется, что выборы должны были пройти намного раньше. Никто не станет отрицать, что между 2019 и 2024 гг. прошла вечность: консерваторов поддержали на выборах еще до того, как началась пандемия COVID-19, а экономические последствия Brexit тогда не проявились так сильно, как сейчас.
И, если бы жители Британских островов могли знать, что ждёт их в 2024 году после 4 лет правления консерваторов, то может быть они и не проголосовали бы за них.
Уровень жизни населения падает, в то время как инфляция и процентные ставки по кредитам растут довольно быстро. Проблемы в сфере здравоохранения также проявили себя во время пандемии, но остались нерешёнными и теперь. Частые забастовки нарушают железнодорожное сообщение. И всё это вкупе с огромным количеством налогов, введённых консерваторами.
Многие из этих проблем были унаследованы Сунаком, когда он занял пост премьер-министра после отставки Лиз Трасс в октябре 2022 года. Новый премьер-министр стал «кризисным менеджером», который должен был стабилизировать ситуацию внутри партии и в стране после правления Трасс и Джонсона.
Британский лидер пытается сделать всё возможное, чтобы спасти положение, но чаще всего он и его правительство идут по острию ножа. И угроза для его правления исходит не со стороны оппозиции, представленной лейбористами, а от других консерваторов и избирателей.
Многие однопартийцы обвиняют его в политическом убийстве Бориса Джонсона. Сунак занимал пост канцлера (министра финансов) в кабинете Джонсона с февраля 2020 года по июль 2022 года. Во время пандемии Covid-19 он играл ключевую роль в кризисном правительстве. Однако непрекращающиеся скандалы в кабмине бывшего премьер-министра, включая печально известную вечеринку во время локдауна заставили Сунака уйти в отставку, чтобы не замарать свой имидж связью с начальством. Однопартийцы, сочувствующие Джонсону, так и не простили ему этого.
Уход Бориса Джонсона с поста вызвал серьёзный раскол в Консервативной партии, так как его считают идейным создателем и архитектором Brexit, важнейшим событием в истории современной Великобритании. И хотя Сунак в чем-то даже более радикален, чем Джонсон, его предполагаемое предательство не позволяет ему заручиться поддержкой всех однопартийцев.
Именно поэтому премьер-министр сегодня балансирует между двумя крайностями: с одной стороны, он должен заменить идеологически Бориса Джонсона, правого популиста, а с другой стороны, от него ждут рациональной и уравновешенной политики, которая должна стабилизировать ситуацию в стране.
«Неконсервативный» консерватор
Риши Сунак ведёт не вполне консервативную политику. Он отказался снижать налоги и способствовал установлению дружеских отношений с Европейским союзом (что оказалось непопулярным решением).
В октябре Сунак разорвал договор о строительстве высокоскоростной железной дороги HS2, соединяющего север и юг Англии, который был подписан при бывшем премьер-министре-консерваторе Дэвиде Кэмероне. Это решение было принято, чтобы успокоить некоторых правых членов партии, которые считали это ненужной тратой денег.
Несколько недель спустя Кэмерон – либеральный реформатор, возглавлявший кампанию против выхода Великобритании из ЕС – был назначен новым министром иностранных дел Сунака, что вызвало недоумение в стане консерваторов. Ведь пост главы внешнеполитического ведомства является одним из ключевых, а это не могло не разозлить группу сторонников Brexit.
В этих условиях даже союзники Сунака, видя ужасающие результаты опросов, считают, что игра окончена. За последний год несколько депутатов-консерваторов, активисты и члены партии заявили CNN, что они ожидают, что следующие выборы приведут к поражению.
И здесь мы возвращаемся к выборам и тому факту, что они уже назрели.
Все описанные выше вопросы в той или иной степени можно отнести к внутренним партийным проблемам. Похоже, что многое из того, что делает кабинет Сунака рассчитано именно на членов партии. Часто создается впечатление, что нишевые проблемы движут политическим нарративом в стране. Как видится, именно поэтому опросы общественного мнения практически не изменились, несмотря на довольно неплохие успехи правительства.
Оппозиционная Лейбористская партия, как и следовало ожидать, считает эту одержимость междоусобицами безответственной. Министр теневого кабинета (в Великобритании оппозиция создаёт свой собственный кабинет, который может в любой момент заменить правительство) сказал в интервью CNN: «Действительно такое ощущение, что их депутаты сдались. Многие из них даже больше не появляются в парламенте. Как они могут всерьез заявлять, что управляют страной, заботясь об интересах народа?».
Здесь надо отметить, что электоральная система Великобритании так устроена, что народ выбирает не лидеров, а депутатов, партии которых могут формировать правительство. И пока Консервативная партия контролирует избирательные округа, на которых проживает 66 миллионов человек.
Следующие выборы могут всё изменить, и Сунак, вероятно, прекрасно понимает это, пытаясь тянуть время с объявлением начала избирательной кампании. Одной из возможных причин задержки является то, что премьер-министр Великобритании пытается оценить свои возможности и заявить о начале именно в тот момент, когда его рейтинги будут снова на высоком уровне.
Сунак вполне имеет право хранить молчание до последней минуты. Кто знает, может быть, он даже изменит результаты опросов и одержит невероятную победу. Но есть и другой вероятный исход: поражение консерваторов. И на то есть несколько причин: отсутствие внятной программы, с которой они пойдут на выборы (сказывается внутрипартийный раскол), да и имидж у партии подпорченный. Скорее всего, они будут обещать решить те проблемы, которые сами и создали за долгие годы своего правления.
Также остается неизвестным и то, кто станет лидером Тори. Конечно, пока Сунак находится в более безопасном положении, чем Трасс и Джонсон, но это только пока. Его будущее зависит от того, какая из сторон конфликта победит. А это значит, что, хотя дата выборов туманна, битва за кресло премьер-министра уже началась.
Александр Щелоков