Дружба — дружбой, а нефтедоллары — врозь
04 сентября 2017 19:57:13
Россия впервые за десять лет снизила добычу «черного золота».
Министр энергетики России Александр Новак сообщил, что Россия в августе сократила среднесуточную добычу нефти в рамках соглашения стран ОПЕК+ на 344,9 тыс. баррелей в сутки к уровню октября 2016 года.
«Таким образом, Россия полностью выполняет все добровольно взятые на себя обязательства»,— заявил чиновник.
Интересно, что в то время, как РФ идет на риск снижения добычи и утраты внешних рынков наш «стратегический союзник» на Ближнем Востоке — Иран, отказавшийся присоединяться к сделке с ОПЕК по ограничению квот, увеличил добычу до максимальных показателей за последние восемь лет и активно завоевывает основной рынок сбыта российской нефти — европейский.
Со времен нефтяного кризиса 1973 года, когда арабские страны бойкотировали США за поддержку Израиля, «черное золото» стало одним из важнейших инструментов мировой геополитики. Не секрет, что одной из причин краха СССР стало как раз резкое падение нефтяных цен. Подобный сценарий повторился и после начала российской кампании в Сирии. В ответ на вмешательство Москвы аравийские монархии во главе с Саудовской Аравией увеличили нефтедобычу до максимума, что привело к обрушению нефтяных котировок в конце 2015 года в два раза. Это нанесло чувствительный удар по экономике «агрессора». Однако в дальнейшем Москве и Эр-Рияду удалось договориться о снижении добычи, поскольку от дешевых нефтяных цен страдают все, кто ее добывает.
В августе Саудовская Аравия и Россия договорились продлить соглашение о сокращении добычи нефти еще на три месяца — до конца июня 2018 года.
Об этом министр энергетики России Александр Новак и саудовский министр энергетики Халед аль-Фалех договорились в Петербурге в июле этого года и с тех пор согласованно лоббируют продление соглашения. Еще в конце 2016 года картель ОПЕК установил для 14 стран новую квоту добычи нефти в 32,5 млн баррелей в сутки, чтобы достичь стабильности на нефтяном рынке и подтянуть просевшие котировки. Соглашение начало действовать с 1 января 2017 г. Иран, однако, к нему присоединиться отказался.
Добыча нефти в России в августе 2017 года в посуточном выражении составила 10,91 млн барр./сутки против 10,95 млн барр./сутки в июле. В то же время, среднесуточный объём добычи нефти в Иране с начала июля превысил 3,8 млн. баррелей. Это максимальное значение с 2009 года. В июле текущего года среднесуточная добыча нефти в Иране составила 3,8 млн. баррелей в сутки – это на 0,3% выше, чем в июне и на 4,9% выше, чем годом ранее. Понять Тегеран можно — после снятия с него санкций страна усиленно наверстывает упущенную выгоду, активно наращивая нефтяной экспорт. Однако делается это в то время, как Россия выполняя соглашение с ОПЕК напротив, сокращает добычу. А значит рискует потерять рынки, которые могут быть заняты нашим «заклятым другом». Ранее агентство ИРНА со ссылкой на пресс-службу министерства нефти Ирана сообщило, что поставки углеводородов из Ирана в страны Европы и Азии за июль этого года достигли 2,2 млн. баррелей в сутки. Экспорт в европейские страны увеличился на 300% (!).
Сейчас, чтобы не утратить ключевой для нее европейский рынок российская нефтянка несмотря на сокращение нефтедобычи вынуждена лихорадочно наращивать экспорт «черного золота» в Европу. Но скоро такими темпами наращивать будет нечего.
«Сокращение добычи, это в большей мере политическое решение, которое указывает, что РФ следует в фарватере мировых соглашений и в равной степени участвует в принятии глобальных векторов развития», — сказала «Гражданским силам.ру» старший аналитик компания «Альпари» Анна Бодрова.
В беседе с корреспондентом издания финансовый аналитик компании Gerchik&Co Виктор Макеев увидел такой плюс: «Если ранее закрыть нерентабельное производство нефти было очень сложно, то сейчас на слишком дорогих в разработке или слишком «мелких» месторождениях можно остановить работу, сосредоточившись на более перспективных и мощных проектах. Для российских компаний-нефтепроизводителей это положительный момент, он позволяет очистить бизнес от лишних издержек и расходов».
Вот только куда девать рабочих, которых по-видимому придется массово сокращать, не совсем понятно. Равно как, по-видимому, придется ставить крест и на амбициозных планах по добыче нефти в Арктике, поскольку Россия взяла на себя обязательства не наращивать нефтедобычу.
Сергей Путилов