Индекс PMI обрабатывающих отраслей РФ в ноябре упал до десятилетнего минимума
05 декабря 2019 10:39:20
Индекс деловой активности (PMI) в обрабатывающих отраслях РФ в ноябре упал до минимального показателя с мая 2009 года в 45,6 пункта с 47,2 пункта в октябре, говорится в сообщении исследовательской организации Markit
Значение индекса выше 50 пунктов указывает на улучшение ситуации с промпроизводством, ниже — на спад. По оценке Markit, общее сокращение связано с ослаблением спроса, на фоне которого ускорились темпы сокращения объемов производства и новых заказов. Ожидать роста покупательской активности в условиях стагнирующих реальных доходов действительно не приходится.
Так темпы сокращения новых заказов, полученных российскими производителями, опустились до худших показателей, продемонстрированных в кризисном 2009 году. Занятость в производственном секторе также падает, а ожидания того, что объемы производства возрастут, рухнули до низшего за два последних года уровня. При этом ослабление инфляционного давления также не привело к увеличению потребления.
«Ухудшение обусловлено снижением новых заказов и последовавшим падением объемов производства. В результате компании были менее уверены в росте производства в предстоящем году, и эта нерешительность также отразилась в более резком падении занятости», — цитируется в сообщении мнение экономиста IHS Markit Шианы Джонс. «Наш текущий прогноз промышленного производства указывает на замедление производства в последнем квартале 2019 года и в первые месяцы 2020 года», — добавила она.
С чем связано снижение промпроизводства в России? Следует ли ждать улучшения в дальнейшем?
«Потребительский спрос почти не растет, а ожидания роста инвестиционного спроса, видимо, оправдались не в полной мере, и именно с этим могут быть связаны пессимистические ожидания производителей. В то же время, посылаемые экономикой сигналы противоречивы. С одной стороны, индекс PMI от IHS Markit подтверждается данными Росстата по рассчитываемому им Индексу предпринимательской уверенности, который тоже находится в отрицательной зоне. С другой — это не подтверждается индексами промышленного производства, которые стабильно позитивны. Поэтому пока сложно утверждать, что промпроизводство в РФ действительно снижается. Попытки подтвердить это динамикой железнодорожных перевозок не вполне корректны. Основной объем грузовых перевозок по ЖД — это экспорт и импорт. Объемные показатели экспорта и импорта снижаются. 29% погрузки на ЖД приходится на уголь (и до 40% грузооборота) и еще 18% — на нефть и нефтепродукты. Если погрузка на сети РЖД снизилась на 0,8%, то грузооборот, напротив, вырос на 0,4%. То есть возили меньше, но дальше. Это как минимум объяснимо тем, что больше угля возится в дальневосточные порты на фоне снижения спроса в Европе. И при чем тут промпроизводство? Между прочим, и погрузка, и грузооборот на другом виде транспорта – на автомобильном – наоборот, растут хорошими темпами в этом году. Что-то ведь на нем возят? И между прочим, на нем возят в 4,5 раза больший объем грузов, чем по железной дороге. Это один позитивный факт, но есть и другой: на фоне продолжающегося снижения авторынка, продажи грузовых и особенно коммерческих автомобилей с июля вдруг начали расти. Это несколько противоречит снижению деловой активности. Кроме того, это косвенно может свидетельствовать, что в экономику все же пошли деньги, предназначенные для нацпроектов. Реализация нацпроектов может оживить промышленности за счет роста инвестиционного спроса. По мере роста финансирования нацпроектов и поступления новых денег в экономику, настроения в обрабатывающей промышленности вполне могут измениться к лучшему», — сказал «Гражданским силам.ру» Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ».
Сергей Путилов