В России наблюдается спад производства самолетов, космических кораблей и ракет

Фото: mk.ru

06 апреля 2019 18:02:58

3426

Производство воздушных и космических аппаратов в России в прошлом году обвалилось на 13,5% после неплохой динамики, показанной на протяжении четырех предыдущих лет.

Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные Росстат.

В 2014–2017 годах выпуск самолетов, вертолетов и космических кораблей ежегодно увеличивался на 9 – 20% ежегодно.

Однако в 2018 году производство гражданских и боевых самолетов, вертолетов, космических кораблей и межконтинентальных ракет резко пошло вниз. Изготовление этих видов техники стало падать с июля 2018 года и продолжилось в начале нынешнего. Причем негативная тенденция усиливается. За январь — февраль выпуск летательных аппаратов в стране снизился на 48% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Спад производств в первую очередь объясняется прохождением кульминационного пункта гособоронзаказа. В авиастроении безраздельно господствует военный сектор, хотя уже на протяжении многих лет правительство обещает наладить массовое производство гражданских самолетов, сравнимое по объемам с «Boeing» и «Airbus». Однако этого так и не произошло. В итоге основным заказчиком авиастроителей по-прежнему является военное ведомство. При этом, как признал недавно вице-премьер по ОПК Юрий Борисов, в предстоящие годы объемы гособоронзаказа будут снижаться.

На протяжении последних лет в программе перевооружения армии упор делался именно на закупки боевых самолетов для Воздушно-космических сил. По словам чиновника, если на пике Минобороны приобретало ежегодно до ста боевых самолетов в год, то сейчас та цифра варьируется от 50 до 60.

В то же время, гражданский сектор авиастроения столкнулся с трудностями. Так, по причине санкций сдвинулся график налаживания серийного производства самолетов МС-21.

Спад производства космической техники также объясняется дискриминационными мерами в отношении России. После запрета на поставки и США микроэлектроники и комплектующих двойного назначения создателям космических спутников пришлось срочно искать новых поставщиков. В частности, в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако производимая там электроника сильно уступает по качеству американской, в то время, как для работы в космосе к ней предъявляются повышенные требования. Импортозамещение тем временем забуксовало и нередко подменяется лишь набиванием русских этикеток на азиатские комплектующие. В итоге снижаются сроки службы спутников, техника выходит из строя досрочно.

Переход на отечественные аналоги китайских комплектующих, которые полностью бы удовлетворяли требования военных и гражданских ведомств, займет неопределенно долгое время. В ожидании этого счастливого момента производство спутников уже начало выбиваться из графика.

Сергей Путилов

Теги: Росстат, самолеты, космические корабли, ракеты