ВШЭ предупредила об угрозе экономического спада в России
18 марта 2019 19:18:13
Пока под гром оркестров и развевающиеся триколоры россияне дружно маршируют на праздники «Крымской весны», ситуация в экономике складывается куда менее бравурная.
Февраль принес дальнейшее ухудшение ситуации в российской экономике, стагнирующей из-за санкций, увеличения налогов и сжатия внутреннего спроса. Однако от застоя страна может перейди и к экономическому спаду, что поставит под вопрос широко разрекламированные властями национальные проекты, планы вывода страны в число наиболее динамично развивающихся государств мира. В сложившихся неблагоприятных условиях высока вероятность того, что страна из застоя скатится в экономическую яму или рецессию, угроза которой «явно возросла», отмечается в Сводном опережающем индексе, опубликованном Высшей школой экономики (ВШЭ).
Основными причинами вероятного экономического провала в «вышке» называют санкции, повышение НДС, застой в промышленности, сужение внутреннего спроса. Ложка дегтя, добавленная в праздник пятилетия присоединения Крыма, звучит довольно тревожным симптомом на том фоне, что тот же крымский полуостров поглощает все больше бюджетных средств, в то время как перспектива отдачи от них остается сомнительной. Не менее авантюристично при огромных вложениях выглядят и другие «национальные проекты», в том числе инфраструктурные. Так, астрономические затраты запланированы на реанимацию БАМа, при том что вопрос о рентабельности железнодорожной магистрали, ставшей самой дорогой стройкой СССР, так и не решен по сей день. Разглагольствования Кремля о планах вывода экономики на темпы выше среднемировых и вовсе выглядят комично. Продолжающееся пятый год снижение реальных доходов населения говорит о том, что россиянам приходится сейчас жить по принципу «не до жиру, быть бы живу». Но реальная жизнь людей, похоже, уже мало заботит власть, которая целую пятилетку переживает экстатическое головокружение от успехов «крымнаша».
Между тем, как отмечают в ВШЭ, после резкого замедления экономической активности в январе, когда ВВП вырос лишь на 0,7%, второй месяц года оказался еще более провальным. Сводный опережающий индекс, который рассчитывается Высшей школой экономики и учитывает цены на нефть, спрос на продукцию промышленных предприятий, прирост денежной массы и показатели банковской системы, упал с минус 2,9% до минус 3,9%. Негативная тенденция продолжается уже четвертый месяц подряд, а его нынешнее значение – минимальное с начала 2016 года. В отрицательный спектр уплыли все компоненты индекса, за исключением разве что цен на нефть. Но даже и здесь больших выгод с точки зрения развития получено не было, поскольку на бизнес и потребительский спрос продолжает давить повышение НДС до 20%, благодаря которому сборы в федеральный бюджет подскочили на 18% уже в первые два месяца нынешнего года. Промышленность практически топчется на нуле, а в строительном секторе наблюдается спад. Из немногочисленных стимулов роста остается только лишь потребительский сектор, который продолжает подавать признаки жизни исключительно за счет кредитной накачки. Однако раздувание кредитного пузыря в условиях беднеющего населения рано или поздно закончится трескучим провалом банковского сектора. Или же государству придется снова бросать огромные средства для поддержания банков на плаву, вместо того чтобы финансировать развитие экономики и увеличивать поддержку социальных программ.
«Несмотря на победные реляции наших министров, докладывающих перед телевизионными камерами президенту Путину о том, что к середине года инфляция снизится до 4%, что негативное влияние на цены от повышения НДС было полностью исчерпано еще в январе (абсолютный нонсенс, так как в подавляющем большинстве случаев производственный цикл занимает от нескольких месяцев до нескольких лет), что ВВП страны по итогам года окажется выше ожиданий, о том, что номинальные заработные платы в государстве растут и неизбежно потянут за собой внутренний спрос, ситуация, действительно, продолжает ухудшаться. Влияние возросшей долговой нагрузки еще очень долго будет сказываться на ценах, хотя, действительно, самое сильное воздействие повышение НДС оказывает в первые месяцы. Увеличение фискального давления на бизнес приводит к снижению доходов и самого бизнеса, и трудящихся. Налицо падение внутреннего потребления, которое во многом обеспечивается пока ускоренным кредитованием населения, но вряд ли способно долгое время поддерживать потребительский спрос на высоком уровне. Так что опасения экспертов ВШЭ совсем небезосновательны. Другое дело, что к подобным явлениям надо подходить со статистической точки зрения, т.е. оценивать можно вероятность наступления неблагоприятного события. Никаких признаков того, что возможные ухудшения в экономике являются абсолютно неизбежными, нет. Но вероятность того, что 2019-й год практически по всем базовым показателям развития национальной экономики окажется заметно хуже, чем 2018-й, достаточно велика», – сказал «Гражданским силам.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
«Думается, что в статданных мы рецессию точно не увидим – это не в планах правительства. О ней можно будет судить по единичным признакам: сокращению выпуска продукции в отдельных корпоративных отчетах, в банковских сводках, которые отразят ухудшение платежеспособности населения и рост просроченных погашений по кредитам, которых набрали больше, чем могли себе позволить. Вот такой вариант развития событий очень вероятен, причем чем дальше, тем больше. Такую «теневую рецессию» никто не будет «лечить» и исправлять, и от этого она окажется еще более разрушительной», – отметила в беседе с «Гражданскими силами.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
Сергей Путилов