В Израиле найдено изображение Беса — грозы демонов

Фото © Eliyahu Yanai

23 марта 2019 15:35:13

1630

Хотя христианство, как и любая другая религия, своими корнями уходит в куда более древние цивилизационные пласты, фильтрация язычества в нем порой приносила причудливые результаты

Так, если в православной традиции видны отчетливые заимствования имен древних богов (Артем — от римской богини Артемиды, Исидор, Сидор — отголоски египетской Исиды), то иным «идолищам поганым» повезло меньше. Так, хотя на иконах православного святого Христофора Песьеглавца можно легко распознать признаки жуткого египетского бога загробного мира Анубиса, странному божеству по имени Бес суждено было стать воплощением сил зла. При том, что в древние времена он являлся хранителем домашнего очага и, как раз таки сам помогал людям держать оборону от злых духов.

Израильские археологи при проведении раскопок в Иерусалиме обнаружили фрагмент глиняного сосуда с изображением человеческого лица, который служил для изгнания вредоносных демонов. Лицо это, как установили ученые, принадлежит египетско-финикийскому божеству Бесу.

Как сообщает Archaeology News Network, это первая подобная находка в Иерусалиме. Артефакт относится к так называемому персидскому периоду (IV-V вв. до н.э.). Он был обнаружен при раскопках на территории автостоянки. По словам профессора Ювала Гадо из Тель-Авивского университета, подобные сосуды были широко распространены в персидский период.

Божество родом из фараоновского Египта — Бес — обладало легко узнаваемым по сей день мефистофелевским, отталкивающим обликом. На найденном в Иерусалиме фрагменте видны неестественно округлившиеся, выпученные глаза, заостренные к верху уши. Беса обычно изображали бородатым карликом с большим лицом, выпученными глазами и высунутым изо рта языком. Эта гротескная фигура была предназначена для того, чтобы вызывать радость и смех, а также изгонять злых духов из жилища.

С течением времени его популярность на Ближнем Востоке лишь возрастала, он стал считаться защитником всего доброго и полезного, а также покровителем музыки и танцев. Фигуры Беса украшали стены домов, различные предметы быта, в частности зеркала, и керамические сосуды. Кроме того, амулеты с его изображением носили на шее.

Наиболее ранние упоминания о Бесе обнаружены в источниках Среднего царства (рубеж 3-2 тысячелетий до нашей эры). Вероятнее всего, образ уродливого бога-карлика был заимствован египтянами из Нубии или же сложился в конце Древнего царства под впечатлением от находившихся при дворе фараонов VI династии карликов-пигмеев из тропических лесов Центральной Африки. Просуществовав не менее двух тысяч лет, культ Беса сохранился вплоть до признания христианства официальной религией в Римской империи.

Известно, что культ бога Беса (лат. Beza) был широко распространен еще в IV веке н. э. в египетском Абидосе. У этого бога был свой оракул, которому подавались записки с вопросами о предсказаниях будущего.

На Руси впервые слово бес было упомянуто в XI веке в «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Со временем имя этого египетско-финикийского божка стало собирательным для языческих божеств и демонов. Между тем, отголоски культа Беса как охранителя от злых сил сохранились вплоть до сегодняшнего дня в архитектуре готических храмов Европы. Гаргульи и химеры, гротескно-устрашающего вида стали характернейшим элементом силуэта многих соборов средневекового Запада, включая знаменитый собор парижской Богоматери. Как и тысячи лет назад эти удивительные существа несут охранную службу на невидимом фронте, защищая людей от происков злых сил, а заодно поражая наше воображение своим диковинным видом.

Сергей Путилов

Теги: Израиль, Иерусалим, божество, Бес