Комета Лебедь и коронавирус: совпадение или знамение?

26 мая 2020 10:47:55

С незапамятных времен люди, наблюдая в небе кометы, считали их предвестницами несчастий: войны, мора, падения государств и царских династий. Совпадение охватившей планету пандемии с появлением на небосклоне странника и далекого космоса — кометы Лебедь, которая 27 мая приблизится на максимально близкое расстояние к Солнцу, для одних может показаться лишь случайностью, для других — угрожающим «небесным знамением»

«Красивая хвостатая комета C/2020 F8 (SWAN) пролетает мимо Земли на расстоянии 83,3 млн км. 27 мая она приблизится к Солнцу на расстояние 64,3 миллиона километров. В средних широтах ее уже можно увидеть ранним утром на северо-востоке», — говорится в сообщении пресс-службы Московского планетария.

Случайно или нет, но комета Лебедь была открыта английским астрономом-любителем в разгар пандемии коронавируса — 25 марта. Ее удалось рассмотреть на снимках, полученных камерой SWAN (Solar Wind ANisotropies) орбитальной космической обсерваторией SOHO (Solar Heliospheric Observer). По аббревиатуре камеры небесное тело и получило свое романтическое прозвище.

В девятой главе христианской книги Апокалипсиса рассказывается о том, что накануне конца света из глубин космоса на Землю падет звезда: «Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан ей был ключ от кладезя бездны». Пришествие небесного тела совпадет с распространением болезней, которые вызовут невидимые глазу полчища микроскопических существ, с короной (венцом) на голове, которых Иоанн Богослов по своей многочисленности и вредоносности уподобляет саранче: «На головах (у «саранчи») — как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее, как лица человеческие» (Откр. 9:7). Трудно не узнать в этом описании ставший хорошо известным каждому облик, похожий на коронавирус, напоминающий голову, увенчанную короной.

Хотя комета Лебедь в физическом смысле не рухнет на нашу планету, но для наблюдателей в средних широтах (включая Россию) космический странник, большой красивый хвост которого распустится с конца мая до конца июня невысоко над горизонтом в северной части неба, будет выглядеть, как звезда, падающая на Землю. Что, в общем-то, соответствует библейскому описанию.

В отличие от времен Иоанна Богослова, жившего две тысячи лет назад, современная наука имеет довольно точные представления о кометах. Еще Галлей доказал, что кометы 1531, 1607 и 1682 годов — это одно и то же небесное тело, и предсказал её возвращение в 1759 году, в результате чего данная комета стала называться кометой Галлея. На сегодняшний день установлено, что комета — это небольшое космическое тело, представляющее собой скопление ледяных частиц воды, замёрзших газов, мелких камней и пыли, обращающееся вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите. Приближаясь к Солнцу, такое образование нагревается и комета, окруженная облаком из газа и пыли, образовывает светящийся шлейф, который может растягиваться на миллионы километров. Астрономами обнаружено уже более шести тысяч комет, которые попадают во внутреннюю область Солнечной системы. Ученым практически удалось «потрогать» загадочных космических путешественников.

В 2005 году космический аппарат НАСА «ДипИмпакт» сбросил на комету Темпеля один зонд, который передал изображения её поверхности. Казалось бы, мистический покров с комет раз и навсегда сброшен, а сообщения древних летописей о несчастьях, войнах и эпидемиях, которые они знаменуют, оказались не более чем «бабушкиными сказками». Однако вот что удивительно: появление «косматых звезд» в небе нередко совпадало с великими историческими событиями, страшными напастями, в разные эпохи обрушивавшимися на правителей и даже целые народы.

Когда в 43 году до н.э. над Апеннинским полуостровом появилась комета, римляне связали ее появление с убийством Юлия Цезаря. Они искренне верили, что комета — это душа божественного Юлия, которая возносится к богам. Падение Иерусалима в результате осады римлян весной 70 года также совпало с появлением за несколько лет до этого на небе кометы.

Иудейский писатель и историк Иосиф Флавий писал, что появление кометы предвещало, по его мнению, гибель Иерусалима.

«Среди других предостережений, — писал он, — комета с хвостом, как лезвие меча, которая была видна над городом в течение целого года».

Комета 1066 года, отображенная на старинных гобеленах и летописных миниатюрах, была тесно увязана в умах современников с норманнским вторжением в Британию. В день исчезновения на небосклоне кометы в 1214 году скончался папа Урбан IV. В 1628 г. европейцы содрогались от ужаса, наблюдая пролетающую над их головами «косматую звезду». Всего два года спустя страшная чума опустошила итальянские города. Наконец, в наши дни комета неожиданно выныривает из глубин космоса, чтобы явить себя людям во всей своей величественной и страшной красоте в разгар планетарной пандемии. Что это — случайность, или пришествие космических странников действительно оказывает влияние на судьбы землян? Может быть, некая закономерность присутствует не только в звездных высях, но и в человеческой истории — регулярно вспыхивающих войнах, эпидемиях, и призрачный шлейф комет лишь призван высветить эти невидимые глазу и разуму законы нашего мироустройства?

«Хотя мы живем в век атома, интернета и космических скоростей, все равно на подкорке людей остались неизжитые и записанные столетия назад страхи, фобии, предрассудки. Даже входя в темную комнату или опускаясь в подвал, бродя по ночному лесу, мы испытываем неприятное чувство: оживают призраки, видения, живущие практически в каждой душе. Точно такие же чувства испытывали наши далекие предки, населявшие мир духами, верившие в знамения и предсказания. Все это является неотъемлемой частью человеческой психики. Такие впечатляющие явления, как кометы, тоже прочно соединились в воображении многих людей с «предчувствиями». Если даже разложить кометы на атомы, изучить их внутреннее строение и математически точно просчитать, откуда они прилетают, все равно останутся люди, верящие в их сверхъестественное предназначение. Возможно, это не так уж плохо, что даже в наше прагматичное время остается немного места для сказки», — сказал «Гражданским силам.ру» психолог Сергей Славнов.

Сергей Путилов