«МедиаГвардия»: Кураторы «групп смерти» и игры «беги или умри» используют одинаковые инструменты психологического воздействия
10 марта 2017 10:32:51
Молодогвардейцы в рамках проекта «МедиаГвардия» провели мониторинг сети Интернет на наличие сообществ, связанных с подростковой игрой «беги или умри», суть которой заключается в том, что дети должны выскочить на дорогу перед автомобилем, проскочить буквально в сантиметрах от его бампера и остаться в живых.
Как выяснили активисты, во всемирной паутине распространяется мобильное приложение, при скачивании которого за пользователем закрепляется так называемый куратор – он следит за подростком и присылает уведомления в определенное время. Как правило, рассылка о требовании выполнить задание присылается в 4:20.
«Здесь мы видим, что время, когда от подростка требуют выполнить задание в этой игре, такое же, как и в группах, пропагандирующих суицид», – пояснила руководитель проекта «МедиаГвардия», член Координационного Совета МГЕР Анна Рогачева.
Другой механизм «работы» с подростками – SMS-рассылка. В сообщении требуется выбежать на оживленные участки дорог перед приближающимся автомобилем или автобусом. Подобные требования отправляются желающим вступить в «игру» и в социальных сетях и в мессенджерах.
«Так же как и в сообществах «синих китов», от кураторов, рассылающих детям различные задания, поступают различного рода угрозы. Например, подросткам угрожают жизнью родителей, называют точный адрес проживания. Некоторым за выполнение задания и предоставление фото- и видеоотчета предлагают перевести деньги», – отметила Рогачева.
Кроме того, создатели данной «игры» используют поиск очередных жертв по специальным хэштегам. А для массовой рассылки «заданий» - и автоматические системы.
Ранее «МедиаГвардия» провела интернет-исследование, направленное на выявление противоправного контента и идентификации интернет-пользователей, состоящих в «группах смерти».
Исследование, касающееся игры «беги или умри» показало: большинство такого рода сообществ (60%) распространены в социальной сети «ВКонтакте», Twitter – 30%, остальные (в том числе Facebook и Instagram) – 10%.
Средний возраст участников таких «игр» – подростки в возрасте от 14 до 20 лет. Как правило, они проживают в Москве (21%); Санкт-Петербурге и Иркутске (по 5,5%); Уфе, Краснодаре, Красноярске, Владивостоке, Хабаровске, Кургане, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Чите (по 3,7%); Сыктывкаре, Барнауле, Астрахани, Калининграде, Кемерово, Кирове, Новосибирске, Пензе, Перми, Самаре, Смоленске, Твери, Томске (по 1,8%). «Этим регионам стоит обратить особое внимание на данную проблематику. Необходимо привлекать органы, а также профильных экспертов для взаимодействия с подростками. Именно такая точечная работа может дать наиболее эффективный результат», – отмечает руководитель «МедиаГвардии».
По словам Анны Рогачевой, «в целом, игра «беги или умри» продолжает собой идею «групп смерти», целевая аудитория та же, кураторы ищут новые механизмы».
Все выявленные ресурсы были переданы в Роскомнадзор.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.