Армения может стать новым транспортным хабом ЕАЭС, но у нее есть конкурент
30 декабря 2023 16:46:00
Ереван провел несколько встреч с высокими чиновниками из Тегерана. Ранее Иран подписал полноформатное соглашение с ЕАЭС о сотрудничестве
Постсоветское политическое пространство движется к балансу сил. Конфликты разрешаются на разных международных уровнях. Такой вывод напрашивается, если взглянуть на последние события. В рамках ОДКБ на 90% решен территориальный спор между Кыргызстаном и Таджикистаном. В формате СНГ подходит к мирному соглашению армяно-азербайджанский конфликт.
При этом судьбе Закавказья пророчат многое. Пока одни политологи предвидят вестернизацию Армении, другие отмечают, что лучше прекратить драматически заламывать руки. Об этом ранее писало издание «Пульс дня». По всей видимости, истина, как и всегда, находится в середине, а именно в многовекторности.
Армянская политика выходит из тупика?
Стоит заметить политическую конъюнктуру республики. Так, RT сообщил, что США намерены активизировать свои НКО в Закавказье, чтобы нормализовать отношения Армении и Азербайджана. Ранее глава МИД Закавказской республики провел в Штатах переговоры с помощником главы Пентагона. Кандидат в президенты Штатов Роберт Кеннеди-младший заявил, что в случае своей победы в ноябре следующего года он попробует решить напряженность между двумя республиками в пользу Еревана. На первый взгляд, может показаться подозрительным, что судьба Армении слишком часто беспокоит умы в Вашингтоне. Однако нужно учитывать и дружественный взгляд на республику с Востока.
Ранее в Ереване прошла официальная встреча главы МИД Армении Арарата Мирзояна и его коллеги из Исламской республики Иран (ИРИ) Хоссейна Амира Абдоллахиана. Их разговор, в частности, коснулся расширения автомобильной дороги «Север-Юг». Планируется, что она свяжет Иран и Армению. Существующий участок маршрута проходит в Россию через территорию Азербайджана. Это может подогреть экономику Армении. Страна имеет шанс стать крупным транзитным хабом в рамках маршрута «Север-Юг». Товары по нему следуют из индийского Мумбаи в Москву.
Позже гость республики провел переговоры с секретарем Совбеза Армении Арменом Григоряном. Стороны подчеркнули, что намерены и дальше укреплять сотрудничество в сфере экономики и безопасности. Таким образом видно, что Ереван пытается развивать многосторонние отношения как с Россией, так и с крупными игроками с Востока и Запада.
В пользу развития Армении именно в рамках ЕАЭС говорит еще и полноформатное соглашение о свободной торговле. Ранее оно было заключено между Ираном и Союзом. Это значит, что примерно на 90% товаров будут отменены двусторонние таможенные пошлины. Армения также является членом Союза. Расширение автомобильного сообщения с Ираном взаимно откроет рынки как для местных потребителей, так и позволит кавказским производителям поставлять свои товары в Иран и Индию.
Станет ли Армения новым транспортным хабом?
Сделает ли это страну транзитным узлом на торговом пути из Мумбаи в Москву и чем это обернется для развития торговли ЕАЭС и Ирана «Гражданским силам.ру» рассказал экономист Александр Разуваев. По мнению эксперта, в будущем Исламская республика может стать полноправным членом Союза: разговоры об этом идут еще с 2019 года, когда было подписано предварительное соглашение о свободной торговле.
«Армения заперта географически между Ираном, Азербайджаном, Грузией и Турцией. У страны нет общей границы ни с Россией, ни с другими членами ЕАЭС, а значит трудности с логистикой осложняют внутрисоюзную торговлю. При этом подобные экономические отношения с Ираном не сулят больших выгод закавказской республике. Основным торговым партнером между ЕАЭС и Ираном станет Азербайджан. Прямая граница избавляет от проблем с логистикой, там уже есть действующий участок автомобильной дороги «Север-Юг», к тому же там строят железнодорожную ветку. Вдобавок через Азербайджан идёт торговля с Индией. Поэтому это государство имеет высокое значение для Союза», — рассказал экономист.
В Евразии сейчас два интеграционных проекта: это Союз тюркских государств и Евразийский экономический союз, продолжил Разуваев. Эксперт считает, что они не противоречат друг другу. В долгосрочной перспективе оба проекта могут объединиться и ввести общую наднациональную валюту по примеру евро. При этом, по его мнению, в ближайшем будущем Армения вряд ли перехватит у Азербайджана первенство транзитной страны.
«Говоря об отношениях Ирана и Азербайджана, нужно учитывать напряжённость, которая взаимно существует между странами. По разным источникам, в ИРИ этнические азербайджанцы составляют от 20-37% населения страны. Соответственно в Иране есть опасения, что это может вызвать сепаратистские настроения в северо-западных провинциях. Особенно в контексте расширяющейся поддержки Баку Турцией», — подчеркнул собеседник издания.
Однако, несмотря на некоторую напряженность, Иран и Азербайджан развивают собственные экономические проекты. Так, Тегеран и Баку собираются построить железную дорогу из Нахичевани (азербайджанский эксклав, который находится внутри Армении, — прим. ред.) в Баку. Одна из ее частей пройдет по территории ИРИ.
Политолог Константин Калачёв объяснил, чем еще вызвана напряженность между государствами. По словам эксперта, во время последнего конфликта в Карабахе Тегеран поддерживал Ереван в противовес коалиции Баку и Анкары. В свою очередь Турция, которая входит в НАТО, соперник Ирана за звание региональной державы.
«При этом Армения, не имеющая выхода к морю, а к тому же имеющая исторически сложные отношения как с Баку, так и с Анкарой, заинтересована в тесных интеграционных связях с Ираном. Власти Азербайджана усматривали в сотрудничестве ИРИ и Армении кооперацию двух стран, которая может быть направлена против Баку», — рассказал Калачёв.
Отношения Тегерана и Еревана будут продолжаться и после мирного соглашения с Баку, считает политолог; Иран поддерживает Армению в теме Зангезурского коридора (предполагаемый транспортный сухопутный коридор из Нахичевани в основную часть Азербайджана по территории Армении, — прим. ред.).
«К тому же ИРИ болезненно воспринимает тему азербайджанцев как разделенного народа. Там хорошо помнят историю с попыткой отделения иранского Азербайджана, пусть даже это было давно. Имевшее место сотрудничество Баку и Израиля тоже было немалым раздражителем. В общем дружбу Ирана и Азербайджана ожидать трудно. А значит отношения с Арменией будут оставаться противовесом», — заключил Константин Калачёв.
Можно допустить, что пространства ЕАЭС и СНГ в сотрудничестве с Ираном получили, как выход на новые рынки, так и новую политическую напряженность. Получится ли ее купировать в будущем, и как это отразится на России и ее партнерах — покажет время.
Семён Кучер