Остановят ли переворот в Нигере силовым путём?
31 июля 2023 18:27:00
Военный переворот в Нигере, который начался 26-27 июля с блокирования президентского дворца, начинает обретать более чёткие очертания
Выяснилось, что командующий президентской гвардии генерал Абдурахман Тчиани всё же решил отстранить демократически избранного главу государства Мохаммеда Базума и взять бразды правления в свои руки. Причём изначально не было ясности с тем, поддержат ли гвардию вооружённые силы страны. Из заявления Генштаба следует, что военные своих коллег по силовому блоку всё-таки поддержали, однако формулировки указывают на то, что сделали они это чуть ли не вынужденно, и вряд ли речь может идти о прочном союзе этих двух структур. Тем не менее контроль над столицей остаётся за мятежниками, которые призвали граждан Нигера поддержать их и выйти на улицы. Часть жителей действительно устроили демонстрации на улицах Ниамея, причём звучавшие там лозунги ещё больше накалили обстановку. Манифестанты, судя по видеокадрам и свидетельствам очевидцев, требовали вывода французских войск из страны. И даже атаковали посольство Франции. После этого демонстрантов разогнали полицейские и военные, что ещё раз демонстрирует отсутствие единства в силовых структурах, по крайней мере по вопросу будущего внешнеполитического курса страны.
Причины этого переворота, по всей видимости, кроются в личных амбициях генерала Тчиани. Президент Базум, по некоторым данным, собирался уволить его с занимаемой должности, чем, вероятно, и спровоцировал эмоциональную реакцию командира гвардии. Сами мятежники утверждают, что пошли на захват власти, поскольку прежнее руководство якобы не справлялось с обеспечением безопасности и плохо управляло страной. Однако профессор Университета Абду Мумуни в Ниамее Амад Хассан Бубакар опроверг эти аргументы, заявив, что социально-экономическая ситуация и состояние сферы безопасности не создавали предпосылок для переворота. Хотя власти по-прежнему вынуждены были бороться с исламистскими группировками, уровень насилия в Нигере, в отличие от соседних Мали и Буркина-Фасо, постепенно снижался. Кроме того, именно Нигер стал основной базой западных военных контингентов в их борьбе с повстанцами в Сахеле.
Издание The Guardian утверждает, что после военного переворота Россия может попытаться расширить своё влияние на Нигер, поскольку Москва давно конкурирует с Западом в этом регионе. Но пока официальные комментарии российской стороны не свидетельствуют о том, что Москва как-либо вовлечена в конфликт в Нигере.
Замглавы МИД РФ Михаил Богданов заявил, что Россия не имеет отношения к происходящему в этой африканской стране. Более того, сегодня пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков призвал к восстановлению законности в Нигере и возвращению в конституционное русло.
Reuters утверждает, что «основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин приветствовал переворот в Нигере. Агентство указывает, что в связанных с частной военной компанией «Вагнер» каналах появилось голосовое сообщение, якобы записанное Евгением Пригожиным. Бизнесмен называет переворот хорошей новостью и результатом освобождения республики от колонизаторов». Его бойцы активно действуют в некоторых других странах Африки, однако крайне сомнительно, что без санкции российского руководства какие-либо военизированные структуры смогут предпринять активные действия там, где по-прежнему сильны позиции Запада. При этом собственных связей с Нигером у России практически нет, о чём напомнил бывший посол СССР в Ниамее Евгений Корендясов.
Зато страны, тесно сотрудничавшие с прежним правительством Нигера, по-видимому, готовятся к решительным действиям по нейтрализации мятежников. США, Великобритания и Франция могут приостановить программы помощи Нигеру. Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) приостанавливает коммерческие и финансовые транзакции между странами сообщества и Нигером. После того как генерал Тчиани окончательно обозначил своё желание удержать власть, ЭКОВАС выдвинул путчистам недельный ультиматум, по условиям которого они обязаны освободить президента Базума и вернуть ему власть. В противном случае могут быть предприняты любые меры, вплоть до силового вмешательства. С похожим предостережением выступил и Париж. Администрация французского президента пообещала немедленный ответ на любые угрозы гражданам или интересам Франции в Нигере. Поскольку уже имело место нападение на французское посольство, найти повод для принятия этих мер труда не составит. А военнослужащие для ограниченных операций у Франции и США находятся непосредственно на территории Нигера.
Ведущий научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ Николай Щербаков назвал вероятность вмешательства других стран в ситуацию в Нигере высокой. Он пояснил, что Нигер играет важную роль в борьбе с терроризмом, которая идёт в регионе. Для соседних стран могут наступить непредсказуемые последствия, если Нигер прервёт эту кооперацию. Кроме того, у членов ЭКОВАС уже есть опыт восстановления конституционного порядка в Гамбии и Сьерра-Леоне. Между тем, помимо интересов безопасности есть и ещё один фактор, обуславливающий необходимость сохранения стабильности в Нигере. Эта страна обладает одними из самых богатых в мире запасов урана, используемого в атомной энергетике. Уран в Нигере активно добывают, в частности, французские компании, и в условиях санкционного противостояния с Россией Париж вряд ли смирится с потерей такого актива.
Научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований МГИМО Иван Лошкарев подтверждает, что Франция с большой вероятностью сохранит своё экономическое присутствие в Нигере и продолжит добычу урана.
К слову, пока никаких свидетельств того, что военная хунта собирается радикально сменить внешнеполитический курс, и не было. Аналитики напоминают, что сам Тчиани является протеже бывшего президента Нигера Махамаду Иссуфу, который два года назад на выборах передал власть Мохаммеду Базуму. При президентстве Иссуфу внешнеполитический курс был таким же профранцузским, как и при Базуме. Иными словами, персоналии на посту главы государства меняются, но элитная группа остаётся всё та же, и Тчиани здесь не является исключением. К тому же помимо угрозы военной интервенции болезненным ударом для новых военных властей могут стать экономические санкции со стороны Запада и стран-соседей. Нигер является одной из беднейших стран мира, а также не имеет выхода к морю. Значимую часть его ресурсов составляет международная финансовая помощь, и, если партнёры откажутся её продолжать, руководство страны окажется в крайне тяжёлом положении.
В свою очередь руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при правительстве России Дмитрий Журавлев обратил внимание, что элиты западной Африки, в подавляющем большинстве, заняли позицию, что Запад своих функций защитника и гаранта безопасности не выполняет.
«Случилось это не вчера и не позавчера, и даже не на саммите «Россия — Африка», а значительно раньше. Следовательно, надо искать другого гаранта. И таким гарантом может стать Россия — ребята сильные и могучие», — уточнил эксперт, комментируя заявление главы дипломатии Европейского союза Жозепа Борреля.