В Европе набирает силу евроскептицизм?

В Европе набирает силу евроскептицизм? Фото: reuters

29 февраля 2024 15:12:00

1795

«Гражданские силы.ру» обсудили с политологами вопрос «левой волны» в западной политике. Руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина отмечает, что корректнее говорить о том, что на Западе теряют популярность центристские партии и растёт спрос на чёткую идеологию. Политолог Константин Калачёв, напротив, считает, что в политическом тренде – не идеологии, а прагматизм, выражающий себя в популизме. Главный научный сотрудник Института Америки и Канады РАН Владимир

Бывший премьер Великобритании заявила, что странам Запада угрожает усиления влияния левых политических сил.

«То, о чем говорила Лиз Трасс (экс-премьер министр Британии, — прим.авт.), в первую очередь, в пику лейбористам, которые, скорее всего, придут к власти в Великобритании после долгого правления консерваторов, – сказала в беседе с изданием руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина. — Лиз Трасс далеко не самый влиятельный политик в Великобритании, у неё был очень неудачный опыт премьерства, её поддерживает лишь небольшая часть консерваторов, на её заявления не стоит обращать большого внимания. Что касается консерваторов в Британии, то они пришли в ходе своего правления к неутешительным результатам. Люди устали от их политики. Консерваторы с большим трудом преодолели Brexit, последствия которого ощущаются до сих пор. Снижение экономического роста Великобритании связано именно с этим. У консерваторов было много неоднозначных политических решений на местном уровне, например, решение, что мэрии городов могут сами принимать деньги и брать долги, что привело к сложностям у руководства Бирмингема, второго по величине города Англии. Один из немногих плюсов работы правительства Риши Сунака – разрешение противоречий Северной Ирландии и начало работы Ассамблеи Северной Ирландии. Консерваторы сейчас непопулярны в Британии, они проигрывают довыборы, теряют позиции в опросах общественного мнения. Начинается новый электоральный цикл. Лейбористы, правившие с 1997 по 2010 гг., снова приходят к власти. Они получат в наследие низкий экономический рост и ряд других проблем, но и, с другой стороны, урегулированную ситуацию с ЕС. На улучшение отношений с Россией надеяться в обозримом будущем не стоит, кто бы ни пришёл к власти в Великобритании».

«Левая волна» в Европе – довольно спорное утверждение, считает Людмила Бабынина.

«Социалистов в Европе приходит к власти не так много. Это в основном страны Скандинавии, Дания. Где-то у власти левые, где-то правые, где-то коалиционное правительство. На выборах в Европарламент наибольшие шансы имеет Народная Партия, которая выдвигает Урсулу фон дер Ляйен на второй срок в качестве представителя в ЕС. Так что левого поворота, который в своё время был, например, в Латинской Америке, в Европе не наблюдается. В Германии социал-демократы проиграли прошлые выборы в Европарламент и теряют позиции в своей стране. В Европе происходят другие электоральные изменения: снижается политический вес центристских партий. Дело в том, что в благополучные годы, с 2000 по 2019 гг., условные социал-демократы и консерваторы, левоцентристы и правоцентристы не сильно отличались друг от друга своими повестками. А у молодого населения сейчас появляется спрос на чётко сформулированную идеологию», — заключила руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН.

«США, на мой взгляд, сейчас проходят через глубокий политический кризис, — сказал изданию «Гражданские силы.ру» главный научный сотрудник Института Америки и Канады РАН Владимир Васильев. — Смысл его в том, что привычные категории политического процесса уже не очень работают, и у меня лично складывается ощущение, что демократы просто не пустят в Белый дом Дональда Трампа, хотя он и пользуется значительной поддержкой среди американцев. Но если эти голоса будут учтены, и Трамп всё-таки придёт к власти, на арену западной политики могут выйти так называемые «трампистские» силы, ориентированные на национальное развитие и деглобализацию. Это такие фигуры и партии, как глава Венгрии Виктор Орбан, «Партия Свободы» в Австрии, Марин ле Пенн во Франции. В Великобритании сейчас заявляют о себе национальные партии – шотландская, ирландская, уэльская; я допускаю даже такой сценарий, как дезинтеграция Великобритании и «превращение» её в Англию. Дональд Трамп, возможно, будет думать как раз о том, чтобы запустить все эти процессы. Одна из причин его отстранения от власти в 2020 году – позиция неолиберальных глобалистов Запада, образовавших против Трампа своеобразный «интернационал». Но «трампизм» жив и пустил глубокие корни, и Трампу, возможно, придётся опираться именно на него в борьбе с либеральными глобалистами. Новый приход Трампа к власти в США может означать серьёзный сдвиг в политической ориентации западного мира. Сумеет ли Трамп всё это реализовать, другой вопрос».

«Не думаю, что в западном мире сейчас есть спрос на идеологию, — рассказал политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв. — Доминирует прагматизм, а не идеология. Если мы посмотрим на партии, которые сейчас борются за власть на Западе, то они больше соответствуют концепту народной партии, чем идеологической. Левые могут принимать решения, которые традиционно считаются правыми, и наоборот. Всё зависит от конкретной ситуации, в которой левые или правые идеи – не догма, а руководство к действию. Конечно, крайне правых и крайне левых в современном мире нельзя спутать, а вот остальное границы постепенно стираются. В Великобритании сейчас действительно популярны лейбористы, но это просто электоральная цикличность. Я бы сказал, что сейчас в мире есть запрос на политиков-популистов, это примета времени. Антиэлитарные отношения могут быть и левыми, и правыми. Партийные идеологии – мертвы».

Николай Васильев
Теги: Запад, Европа, евроскептицизм