США дисциплинируют высшее военное руководство

12 октября 2025 13:04:00
Министр обороны США созвал самый крупный съезд командующего состава американской армии за последние годы
Впервые за новейшую историю США военные базы Вашингтона по всему миру остались без командующего состава. Причиной тому стало экстренное собрание около 800 генералов и адмиралов американских баз Европы, Азии, Тихоокеанского региона и Ближнего Востока под эгидой нового министра обороны США Пита Хегсета. Оставив свои посты для участия в мероприятии, они прибыли на базу морской пехоты в Квантико, штат Вирджиния. Историки и политологи анализируют новую военную доктрину США и роль данного жеста в истории американской армии.
Чем обусловлено данное событие?
Администрация Трампа последовательно реформирует самые основания США как государства: ветви власти, исполнительные органы, фискальную политику и саму культуру американской власти. Данные изменения нередко выглядят скорее как «призыв к действию» или же представляют из себя популистский импульс для американского общества, нацеленный на насущные проблемы. Как и другие широкомасштабные реформы при Трампе, перестройка армии также может потребовать больше политических и экономических усилий, чем «повседневные» инициативы американских администраций.
Так, первопричиной стало сопротивление военного руководства планам радикальной реорганизации Пентагона. Хегсет столкнулся с растущим недовольством высшего командного состава в связи с новой стратегией национальной обороны, которая смещает приоритеты с противостояния Китаю на защиту американской территории. По словам журналистов The New York Times, председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Дэн Кейн открыто выразил обеспокоенность и предоставил Хегсету «очень откровенную обратную связь» относительно предлагаемых изменений. Один из крупнейших мозговых трестов США Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) отмечает необычную интенсивность критики со стороны военного руководства.
Ключевой мотивацией стала необходимость объявить о масштабной реструктуризации военной системы страны: планы включают объединение Европейского (EUCOM) и Африканского командований (AFRICOM), слияние Северного (NORTHCOM) и Южного (SOUTHCOM) командований, а также сокращение на 20% состав «четырехзвездочных» генералов и адмиралов. Ориентируясь на снижение государственных расходов, администрация также стремится к «модернизационному» сокращению госдолга за счет этих изменений: они сохранят до $270 млн в первый год. Ещё ранее при обсуждении «Большого красивого законопроекта» (Big Beautiful Bill), бюджетного плана США, принятого в Конгрессе, у обеих партий возникали вопросы к постоянно растущим запросам военного блока.
Третьим фактором стала попытка установить идеологический контроль над военной элитой. Как отметил один из чиновников Пентагона, встреча была задумана как способ «привести армию в форму». Хегсет, не имеющий достаточного авторитета среди высшего командования как наименее квалифицированный министр обороны в современной истории, использовал собрание для демонстрации власти и требования лояльности.
В этих условиях наиболее острой частью выступления Хегсета и Трампа стало их заявление об использовании регулярной армии, национальной и региональной гвардий для «наведения порядка» в крупнейших городах США. Трамп заявил генералам, что «такие города, как Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорк и Лос-Анджелес крайне опасны, и мы собираемся привести их в порядок один за другим». Новая борьба с «внутренним врагом» разделяет сроки Трампа по важной стратегической линии: первый срок – борьба с «державами-соперницами», второй – система первостепенной обороны территорий.
Как теперь будет меняться американская военная доктрина?
Съезд министра обороны Пита Хегсета с участием всего высшего командного состава американской армии напрямую связан с радикальным изменением Стратегии национальной обороны США (СНБ США) 2025 г. Новый документ, подготовленный под руководством заместителя главы Пентагона, смещает фокус с традиционного глобального противодействия Китаю и России в сторону усиления внутренней обороны и безопасности западного полушария. Американские эксперты отмечают, что «новая стратегия ставит внутренние и региональные задачи выше, чем противодействие таким соперникам, как Пекин и Москва». Также, по материалу Politico, один из осведомленных чиновников из Вашингтона предупреждает: «Это будет крупный сдвиг для США и их союзников на нескольких континентах. Старые обещания США начинают ставиться под сомнение».
В бюджетном запросе Пентагона на 2026 г. защита территории США и создание системы противоракетной обороны «Золотой купол Америки» (Golden Dome) становятся первоочередными, а сдерживание Китая – отнесено лишь к 4 месту по приоритету. Президент Трамп объяснил изменения необходимостью защиты ближайших к США территорий: «Мы восстанавливаем необходимый фокус на предотвращении угроз в Западном полушарии», приводя в пример картельных террористов, угрожающими внутреннему порядку страны.
Такой разворот стратегии вызвал беспокойство в военном руководстве. Издание The Washington Post пишет о «нарастании раскола между политическим и военным руководством Пентагона». В ответ на публичную дискуссию Пентагон заявляет: новая стратегия отражает приоритеты администрации Трампа – «Америка прежде всего» (America First) и «Мир через силу» (peace through strength).
Таким образом, съезд в Квантико стал не только масштабным собранием военного руководства, но и платформой для объявления фундаментального поворота в стратегических подходах Пентагона, отражающих новые национальные приоритеты — защиту физических границ США и Западного полушария над глобальным сдерживанием стран-соперниц.
Оценка экспертов и прогнозы ситуации
В комментарии изданию «Гражданские силы.ру» исследователь военной сферы США и руководитель НОЦ American Studies Дмитрий Палей отметил, что новая страница военной истории США направлена на сохранение культурной идентичности, основополагающего столпа американского государства. По его словам, основная цель встречи – восстановить политическую силу новой администрации в глазах армии для защиты идеологических ценностей и основной территории США:
«Съезд в Квантико стал не просто административным событием, а символом институционального перелома в системе американской власти. Новая стратегия министра обороны Пита Хегсета отражает переход от глобальной военной экспансии к модели внутренней обороны и идеологического консолидационизма.
Главная цель встречи — дисциплинировать высшее военное руководство и продемонстрировать политический контроль над армией, где лояльность подменяет профессиональную автономию. Приоритет защиты «внутреннего ядра» вместо противостояния Китаю фиксирует сдвиг к изоляционному реализму, а именно — отказу от универсалистских амбиций в пользу национальной замкнутости.
Таким образом, собрание в Квантико стало актом символического перезапуска американской военной доктрины, обеспечивая переход от глобальной вовлечённости к обороне идентичности, от внешнего проявления силы и мощи к внутренней консолидации».
Арсений Канидьев