Второй протестный сезон. Отразится ли экономическое недовольство европейцев на внешней политике ЕС?

Второй протестный сезон. Отразится ли экономическое недовольство европейцев на внешней политике ЕС? Guillaume Horcajuelo / EPA / ТАСС

21 января 2023 20:40:00

5472

Осенью 2022 года, когда цены на энергоносители накануне отопительного сезона в Европе били все рекорды, а Россия постепенно уменьшала поставки газа как под давлением санкционных ограничений, так и по собственной инициативе, по странам ЕС прокатилась волна протестов

Митингующие требовали обуздать инфляцию и остановить рост цен на электроэнергию, газ и отопление, а также снять с РФ те ограничения, которые негативно отражаются на экономике самого Евросоюза. Такие манифестации состоялись в Италии, Германии, Австрии, Нидерландах и не входящей в ЕС, но присоединившейся к санкциям Великобритании. Самые масштабные протесты прошли в Чехии, где на улицы одной только Праги вышло до 70 тысяч человек. Эксперты предполагали, что протесты из-за экономических сложностей будут только нарастать и, возможно, приведут к корректировке санкционной политики ЕС и уменьшению объёмов поддержки Украины. Так, доктор политических наук Наталья Ерёмина высказала мнение, что европейские элиты всё больше отрываются от народа и его потребностей, а экономический кризис, вызванный санкционным противостоянием с Россией, будет лишь усугубляться, что приведёт к нарастанию недовольства.

Впрочем, на поверку всё оказалось не столь драматично. Протесты вспыхнули и пошли на убыль, в том числе благодаря постепенной стабилизации энергорынка. Даже отечественная пресса признаёт, что поле газовой «битвы» на сегодняшний день осталось за Европой. Благодаря тёплой погоде и заранее накопленным запасам газа ЕС проходит зимний сезон без критического дефицита топлива. К середине января подземные хранилища всё ещё заполнены на 80%. Руководитель управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров отмечает, что биржевые цены на газ в Европе к весне могут снизиться до 400-450 долларов за тысячу кубометров. Но даже сейчас они уже установились на уровне 600-700 долларов, а значит шоковые скачки цен для потребителей как минимум до следующей зимы остались в прошлом. Повод для протестов, таким образом, тоже исчез сам собой. Их влияние на санкционную политику Евросоюза также кажется незначительным. По крайней мере, энергетический сектор из списка ограничительных мер исключён не был. Более того, уже после этих протестных акций в силу вступило нефтяное эмбарго ЕС и потолок цен на российскую нефть, а с 5 февраля аналогичные меры начнут действовать в отношении нефтепродуктов. К росту нефтяных цен или дефициту топлива всё это пока также не привело.

Однако к концу января ряд европейских государств вновь переживает массовые антиправительственные протесты. Сегодня десятки тысяч человек вышли на улицы Мадрида с требованием отставки испанского правительства. Двумя днями ранее акция протеста, переросшая в столкновения с полицией, прошла и в Барселоне. А самые серьёзные выступления сейчас происходят в соседней Франции. Там до миллиона человек вывело на улицы недовольство действиями правительства в социальной сфере. Но коренное отличие от осенней ситуации заключается в том, что протесты в этих двух крупных западноевропейских странах никак не связаны с происходящим в Украине, санкциями и отношениями с Россией. Они происходят по сугубо внутренним причинам. В Испании, с одной стороны, протестуют сторонники каталонской независимости, а с другой, ультраправые активисты, опасающиеся ослабления государства и уступок сепаратистам. И те, и другие недовольны правительством Педро Санчеса и требуют его отставки. Гнев французов вызвала пенсионная реформа, которую президент Макрон пытается продвинуть ещё с 2019 года. Тогда под давлением общественного недовольства он отложил свои планы, вернувшись к ним после президентских и парламентских выборов. Реформа, среди прочего, предполагает повышение возраста выхода на пенсию с 62 до 64 лет. Реакцией на инициативу стал призыв профсоюзов к общенациональной забастовке, в результате которой по всей стране начались перебои в работе транспорта, закрылись школы и предприятия.

Но все эти проблемы появились не вчера. Единственным отголоском осенних митингов за снятие санкций с России и против роста цен на электроэнергию стала демонстрация в Вене.

В конце 2022 года международный проект «Евробарометр» провёл очередной соцопрос, в рамках которого респондентов спросили, поддерживают ли они финансовую, военную и гуманитарную поддержку Украины, а также антироссийские санкции, введённые из-за СВО. Опрос проводился во всех 27 странах ЕС, и 74% опрошенных ответили положительно. В ряде стран поддержка оказалась выше 90% и лишь в Болгарии и Греции – чуть меньше половины. Однако здесь важны не только абсолютные цифры, но и динамика. Поддержка предпринимаемых Европой мер остаётся не просто высокой, а стабильно высокой в течение всего года.

Конечно, нельзя утверждать, что общественное мнение в любом случае останется неизменным, особенно если впереди жителей ЕС ждут новые экономические сложности. О них уже предупреждает Bloomberg. Обозреватель информагентства Джек Виттельс считает, что грядущее эмбарго на российские нефтепродукты, в том числе на дизтопливо, ударит по сельскому хозяйству и автомобильным перевозкам, а также может спровоцировать новый скачок инфляции. Вряд ли такие трудности прибавят позитива общественным настроениям. Европейские политики и сейчас действуют с оглядкой на возможную реакцию электората. Поэтому каждый следующий пакет санкций принимается всё дольше, а согласования усложняются. Председатель Европейского совета Шарль Мишель признал, что каждый следующий раунд обсуждений оказывается сложнее предыдущего. Но он также отметил, что несмотря на трудности проработка дальнейших ограничительных мер продолжится. В этом, кажется, кратко выражена вся суть нынешней европейской внешней политики на российском направлении. Сложности все признают, возможного недовольства граждан опасаются, но общий курс менять не намерены.

Политолог Юрий Светов подтвердил, что протесты не способны повлиять на политику ЕС в области санкций против РФ и помощи Украине. Кроме того, политические силы, выступающие за кардинальные перемены во внешней политике европейских государств, так и не получили большого влияния. Яркой иллюстрацией стала ситуация вокруг выделения Украине макрофинансовой помощи в размере 18 млрд евро на 2023 год. Против этой меры решительно выступала Венгрия. Дискуссии шли до конца декабря, но в итоге Брюссель нашёл способ убедить венгров, и деньги в Киев всё равно пошли. Не исключено, что так будет происходить и дальше – с долгими согласованиями, временными исключениями и уступками сомневающимся государствам.

Алексей Черников
Теги: протесты, Европа, ЕС