В России грядет массовое закрытие магазинов «у дома»
30 апреля 2019 10:11:50
Очевидно, чтобы в России не наступил «угар НЭПа», российские власти взялись извести под корень один из столпов частной инициативы – небольшие магазины. Последние вопреки экспансии сетевых маркетов и мордованию малого и среднего бизнеса налогами еще умудряются выживать, причем выживать поблизости к жилым массивам – в пяти минутах ходьбы от дома, а заодно снабжать население недорогой продукцией. Но, как видно, это ненадолго.
«Опора России» и Ассоциация малоформатной торговли подвергли критике подготовленный Минфином проект поправок в Налоговый кодекс. Законопроект лишает продавцов товаров, которые подлежат маркировке, права использовать специальные налоговые режимы — Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патенты. По расчетам Ассоциации малоформатной торговли, при переходе со спецрежимов на упрощенную систему налогообложения (УСН) «налоговая нагрузка увеличится в разы и сделает доходность бизнеса значительно меньшей, а в большинстве случаев приближенной к нулю».
Представители бизнеса направили обращение первому вице-премьеру и министру финансов Антону Силуанову, в котором предостерегают, что итогом налоговых инноваций станет закрытие большого количества небольших магазинчиков – большая их часть не совладет с повысившейся фискальной нагрузкой и будет вынуждена закрыться. Об этом сообщает «РБК». Как говорится в послании бизнес-сообщества, в результате небольшие торговые точки не смогут применять специальные режимы налогообложения, если они торгуют маркированными товарами. При переходе с патента на УСН индивидуальные предприниматели потеряют от 23 до 109 процентов прибыли в зависимости от товарооборота.
«Указанный запрет недопустим, так как он существенно ухудшит положение налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей маркируемыми товарами народного потребления (вся обувь, отдельные виды одежды и так далее), особенно в том случае, если они одновременно с маркируемыми товарами реализуют товары, не подлежащие маркировке», — указано в письме Силуанову.
«Небольшим торговым точкам и в текущих условиях массовой экспансии сетей работать очень тяжело, а с нововведениями будет совсем невозможно. Как правило, выбор товаров в таких магазинах меньше, но и цены ниже, поэтому такие торговые точки пользуются спросом у населения. Не будем забывать, что в абсолютном большинстве случаев россиянам важна цена продукта, а не бренд. В этом свете у маленьких магазинов «у дома» есть своя устойчивая ниша работы. Если законодательные нормы будут изменены, им дешевле будет закрыться, чем продолжать бороться с системой. Нишу займут сетевики, которые очень быстро строятся и внедряются в инфраструктуру», – сказала «Гражданским силам.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
«Начнем с того, что данные требования к розничной торговле обосновываются, как всегда, благими намерениями борьбы с контрафактной и контрабандной продукцией. Вероятно, чиновники мечтают в конечном итоге маркировать абсолютно всю продукцию в стране, поставив торговлю под тотальный контроль. Однако подобная прыть оправдана, когда речь идет о маркировке табачных изделий и алкоголя, где крайне высока доля нелегальной продукции, лекарств и детских товаров, так как последние действительно должны находиться под усиленным контролем. Но зачем маркировать те товары, где доля нелегальной продукции мизерная, а опасность подделок не чревата какими-либо фатальными последствиями для потребителей. Так что необходимость маркировать вся и всё, на мой взгляд, несколько преувеличена. Что же касается того, что от этих действий возрастет налоговая нагрузка на малый и средний бизнес, от чего могут пострадать многочисленные некрупные магазины формата «у дома», то фактический экономический эффект от увеличения сборов в масштабах страны будет микроскопический. Эти магазины приносят в бюджет страны совсем незначительные суммы, так что если конечной целью является именно увеличение собираемости налогов, то налицо явное крохоборство. Ну и последнее – подобные действия определенно негативно скажутся на деловой активности в стране. Малый и средний бизнес и без того выживает с трудом. Там небольшие зарплаты и малое количество денег, чтобы расширяться и расти. Если же взвалить на них дополнительную налоговую нагрузку, кто-то будет вынужден и вовсе закрыться. Остальные же просто поднимут цены. У них попросту не будет иного выхода – торговая маржа у небольших магазинов итак невелика и в итоге увеличение цен в магазинах формата «у дома» ляжет на плечи конечного потребителя. Ведь не у всех и не всегда есть возможность покупать необходимые вещи в крупных торговых центрах – немалую часть товаров и продуктов мы покупаем именно в небольших магазинах. И платить за эту продукцию придется пусть не радикально, но больше. В конечном итоге мы увидим вместо улучшения бизнес-климата для малого и среднего предпринимательства его ухудшение, а объемы инвестиций в российскую экономику продолжат снижаться, так как для любого предпринимателя одним из важнейших условий его выживания являются понятные и, главное, неизменные правила игры. А как открывать и развивать собственный бизнес, если ты не знаешь, что и как изменится завтра, какие новые налоги будут введены, что за очередные ограничения придумают наши законотворцы?», – поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Сергей Путилов