Арт-рынок Приморья фактически остановился в развитии

Арт-рынок Приморья фактически остановился в развитии Фото © «Гражданские силы.ру»

23 сентября 2021 20:03:00

1432

Китай перешел на отдельных художников

Можно сказать, что арт-рынка в цивилизованном понимании этого термина во Владивостоке фактически уже нет, говорят эксперты. До недавнего времени партнерство с соседними странами происходило в основном на базе сотрудничества с художниками через галереи, которые принимали участие в ярмарках и арт-фестивалях. Крупный ценитель картин приморских художников — Китай — на время пандемии коронавируса почти остановил сотрудничество с регионом. Представители творческой среды замерли в ожидании «туманного» будущего. 

Галерейное движение в России никогда не было бизнесом. При этом, похоже, что чиновники и меценаты не слишком стремятся поддержать арт-рынок Приморского края. Пандемия стала серьезным ударом для экономики России. Отразился кризис и на галеристах, основным источником дохода которых была продажа картин в Китай. Арт-рынок, который и так «рынком» можно было назвать с большой натяжкой, фактически остановился в развитии, говорят эксперты.

Главный куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте уверена, что в сложившейся ситуации роль государства сложно переоценить:

«Развитие рынка искусства — это комплекс факторов. В первую очередь — устойчивая правовая инфраструктура и хорошее состояние экономики. Роль государства в развитии рынка искусства огромна: благодаря его политике развивается социальная среда для искусства, государственные музеи должны пополнять коллекции и приобретать искусство современных художников для зрителей будущего. Роль меценатов тоже большая: направлять деньги туда, где у государства «слепые зоны». Но ни один рынок не развивается без его непосредственных участников: художников, галерей и маркетплейсов, коллекционеров. Первые должны делать хороший материал, вторые – продавать его, третьи – покупать. Только если на искусстве есть возможность заработать, можно говорить, что рынок есть».

Директор первой частной галереи во Владивостоке «Арка», которая открылась в 1995 году, Вера Глазкова полагает, что не стоит выделять конкретно арт-рынок Приморского края, правильнее говорить о российском арт-рынке, который начинал успешно формироваться в начале в конце 1990-х — начале 2000-х годов. 

«Все основные составляющие арт-рынка тогда эффективно работали: аукционные дома, коммерческие и некоммерческие галереи, художники, кураторы, искусствоведы, коллекционеры-покупатели. Ярмарка современного искусства «Арт-Москва», художественный салон «Арт-Манеж» внесли позитивный вклад в формирование цивилизованных рыночных отношений в России. Галерея «Арка» в те годы тоже активно представляла приморских художников на ярмарках в России и за рубежом. Но по целому ряду причин арт-рынок в общепринятом понимании так и не сформировался. Сегодня есть только участие в онлайн-ярмарке Арт-Будапешт, где мы представляем молодых художников», — рассказала Вера Глазкова.

«Вряд ли можно говорить об арт-рынке в Приморском крае. Арт-рынок – это рынок произведений искусства, на котором происходит купля-продажа, формируется цена, есть стойкий спрос, а значит, есть деньги и определенный эстетический уровень покупателя, существует оборот предметов искусства на российском и международном уровнях, — рассказывает старший научный сотрудник отдела научного исследований Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Ольга Зотова. — Говорить о Приморском крае в целом не приходится. В городах Находка, Уссурийск, Дальнереченск, Лесозаводск и др. художники не живут за счет продаж своих произведений. Лучше ситуация во Владивостоке. Есть несколько площадок, где постоянно предлагаются художественные работы, ведется активная выставочная деятельность, что позволяет зрителю узнавать художника, есть частные инициативы по продвижению художника, которые нацелены на коммерческий результат. Впервые в этом году проведен фестиваль ARTISTS BAZAR, задача которого аналогична арт-ярмарке».

По словам специалистов, развиваться искусству во Владивостоке мешает отсутствие спроса на авторские работы. В итоге галереи отходят от коммерческой функции к сугубо просветительской, выживая на собственные и спонсорские средства. Однако, нельзя не упомянуть, что именно Владивосток, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, представляет работы российских художников в Азии. Столица ДФО является «окном» в Азиатско-Тихоокеанский регион. Это преимущества художники должны использовать, но как?

«Спрос на русское искусство был достаточно высоким в Китае. Но сегодня ситуация меняется и не только в связи с коронавирусом. Китайские галеристы определили для себя дальнейшие перспективы и работают с отдельными художниками, что снизило массовый спрос. Скажем, что рынок сегодня в стадии формирования», — подчеркнула Ольга Зотова.

Анна Мацовская
Теги: Арт-рынок, Приморье, Китай, Искусство