Приморские ритейлеры прогнозируют трансформацию регионального рынка
11 сентября 2022 11:54:00
В ДФО намерен зайти федеральный ритейлер. Речь идет о Х5 Group, который намерен открыть магазины в Приморском, Хабаровском и Забайкальском крае, а также в Амурской области. При этом на Дальнем Востоке уже идет конкурентная борьба между двумя крупнейшими торговыми сетями «местного разлива». Новый игрок планирует развивать в ДФО формат «магазины у дома». Приморские ритейлеры считают, это в значительной степени трансформирует региональный рынок
На Восточном экономическом форуме президент розничной сети Х5 Group Екатерина Лобачева сообщила, что их выход в ДФО запланирован в ближайшее время. По ее словам, емкость приморского рынка достаточно большая, она выразила уверенность, что «здесь нет крупных сетевых ритейлеров, а есть только несколько местных игроков».
Среди местных игроков, в частности, — сеть «Реми», включающая 63 гипермаркета и универсама в разных регионах Дальнего Востока, и сеть гипермаркетов «Самбери» с 30-ю гипермаркетами, расположенными в 9-ти городах ДФО. По меркам Дальнего Востока – это крупный ритейл. Тем не менее, по мнению Екатерины Лобачевой, потенциал для развития есть, тем более в сегменте «магазинов у дома», который в Приморье представлен слабо. Таким образом, скоро на Дальнем Востоке может появиться популярная в Центральной России «Пятерочка» и, возможно, гипермаркет «Перекресток».
Что касается сети гипермаркетов «Карусель», то данный бренд, похоже, перестанет существовать уже ближайшей весной. Об этом накануне сообщили местные СМИ со ссылкой на Екатерину Лобачеву.
«Как рассказала президент компании Екатерина Лобачева, X5 намерена уже в первом квартале следующего года полностью покончить с сетью «Карусель». Фактически этот бренд перестанет существовать уже ближайшей весной», — пишет Primapress.
«Наши западные коллеги недооценивают местный ритейл. Да, в Приморье он представлен иначе, нежели в западной части России, но у нас и специфика другая с учетом численности населения в Приморском крае – всего 1,8 млн человек. Здесь, помимо крупных локальных сетей, рынок активно осваивают и небольшие торговые сети», — комментирует Юлия Сайкова, директор розничной сети СИТИВИК. — Но, думаю, с приходом федеральных сетей, в частности, Х5 Group, в ритейле начнётся здоровая конкуренция. Местные сети задумаются, в том числе, о разработке стратегий по снижению затрат — закуп напрямую у производителя, минуя дистрибьюторов, снижение «аппетитов» в части маржинальности, поиск уникального товарного предложения и так далее. В результате этого максимальную выгоду должен получить конечный потребитель, то есть покупатель».
В принципе, мелкая локальная розница должна была готовиться к приходу на рынок гигантов ещё «вчера». Разговор об этом идет уже длительное время. Те, кто не готовы, не выдержат конкуренции и будут вынуждены закрыться. Остальные будут менять формат, стратегии, подход к торговле и покупателям.
«В ритейле несмотря на кризисы покупательская способность не упала. Но сегодня население все чаще выбирает для совершения покупок небольшие придомовые магазины. При этом современный покупатель большое внимание уделяет тому, какой это магазин и, безусловно, в этой связи конкурентным преимуществом станет сервис: ассортимент, доступная выкладка, наличие категории «супер фреш», скорость расчёта на кассе и так далее. То есть, формат «магазин у дома прилавочного типа старого образца» становится неактуальным — это первые претенденты на вылет с рынка. И наоборот, придомовой магазин в правильном формате имеет большой потенциал развития в Приморском крае, так как эта ниша практически не занята – есть пока только попытки предпринимателей ее занять, но модель требует серьезной доработки», — пояснила Юлия Сайкова.
Кстати, в небольшом количестве на рынке Приморского края представлены и узкоспециализированные магазины. Не исключено, что и этот сегмент станет привлекательным для федералов в ближайшее время.
«Маркетологи ранее выводили формулу, по которой представленность категорий генерирует прибыль. Сейчас можно с этим поспорить. Узкоспециализированной магазин — это про высокий сервис обслуживания, высокий уровень знания продавца о продукте, а персонализация продаж априори является одним из важнейших аспектов. Качественная узкоспециализированная розница — это удобные покупки, это гарантия свежести продукта. Вот таких магазинов в регионе не хватает», — говорит Юлия Сайкова.
Как поясняю ритейлеры, сегодня в торговле сложилась интересная ситуация: потребитель стал в магазин ходить реже, то есть, сократилось количество визитов, сошли «на нет» импульсные покупки, «излишества». Спрос вырос на простые и понятные продукты: сосиски, варёная колбаса, морковь, капуста, картофель, консервы, йогурт и так далее. При этом, отмечается значительный количественный рост продуктовой корзины — так называемый «закуп в прок» еще актуален.
«Ну а если говорить о крупных супермаркетах, в сегменте так называемой «дешевой цены», то для большинства платёжеспособного населения — это неизвестные товары, непонятного качества по невысокой цене. Безусловно такие магазины при открытии всегда вызывают интерес и происходит приток покупателей. Но потом ажиотаж спадает. Кроме того, для нашего Владивостока, который является автомобильной столицей ДФО, огромное значение имеет парковка, но не многие торговые точки могут себе позволить эту опцию. Поэтому, формат «магазин у дома» актуальности не утратит», — резюмировала Юлия Сайкова.
Наталья Смирнова