Юристы прокомментировали инициативу депутата Госдумы не привлекать врачей к уголовной ответственности за непреднамеренные ошибки

УК РФ, ятрогенные преступления, врачебная ошибка, летальный исход http://grozny-news.net

05 июля 2020 11:15:00

1880

По мнению юриста, наказание должно назначаться, в том числе, в зависимости от тяжести последствий

3 июля председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Дмитрий Морозов заявил, что врачей не стоит привлекать к уголовной ответственности за «непреднамеренные ошибки». По мнению г-на Морозова, если доктор добросовестно исполнял свои обязанности, но пациент скончался и врача отдают под суд, «то на эту работу вообще никто не пойдет».

«Речь, видимо, идет о привлечении медиков к ответственности по ст. 293 УК РФ («Халатность»), — говорит юрист Роман Агеев. — Лично мне в словах депутата непонятно, что такое «непреднамеренная ошибка». Ошибка всегда непреднамеренна. А если вести речь о преднамеренных деяниях, то это уже не ошибка. Если, допустим, врач, имея информацию о состоянии пациента и осознавая возможные последствия, не назначил должного лечения, в результате чего больной скончался, то это уже сложно трактовать как ошибку. Напротив, я бы в такой ситуации усмотрел состав преступления по ч. 2 ст. 293 УК РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Но почему в случае доказанности вины врач должен освобождаться от уголовного преследования? А если человек умер по вине врача?»

При этом, отметил юрист, наказание должно назначаться в зависимости от конкретных обстоятельств дела и, конечно же, в зависимости от тяжести наступивших последствий.

«А вот комментировать мотивацию «если привлекать к уголовной ответственности, то работать никто не пойдет» вообще очень сложно, — продолжает эксперт. — Если продолжить эту логику, то можно вести речь, например, об отмене ст. 143 УК РФ («Нарушение требований охраны труда») — в ней тоже предусмотрено наказание в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности. Можно говорить об отмене многих норм Уголовного кодекса, в которых идет речь о наказании за неисполнение должностным лицом своих обязанностей в случае наступления тяжких последствий. А может, просто нужно ответственно относиться к своей работе?»

Схожего мнения придерживается и кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко.

«Если все с точки зрения оказания врачебной помощи было сделано добросовестно, в соответствии с медицинскими требованиями и стандартами, то ответственности и так не будет — ни уголовной, ни административной, ни дисциплинарной, — разъясняет Екатерина Скосаренко. — Отвечают врачи за халатность, за некомпетентность и за неадекватные конкретному случаю назначения, а также за прямой вред здоровью и умышленное причинение смерти, если таковое было подтверждено совокупностью собранных по делу доказательств. Если деяние, повлекшее тяжкие для здоровья пациента последствия, совершено непредумышленно, но в ситуации, когда врач в силу своей специальности и профессиональных знаний, а также опыта, мог и должен был их предполагать, то в данном случае он также будет отвечать по уголовному закону за деяние в форме неосторожности. Ведь пациенты доверяют врачам самое ценное — жизнь и здоровье (свои и близких), рассчитывая на компетентность, профессионализм, опыт и определенный уровень знаний. Кто пойдет к таким врачам, которые «от балды» делают назначения и не будут отвечать, если их предписания повлекли тяжкий ущерб?»

По мнению Екатерины Скосаренко, если медпомощь была оказана в полном соответствии с установленными требованиями и правилами, но пациент все равно умер или его здоровье пострадало от самой болезни, несмотря на предложенное лечение, тогда врачей не вправе наказывать по закону. Этот подход подтверждается и судебной практикой.

«Отмечу, что ВС РФ в одном из недавних дел обязал медучреждение оплатить моральный ущерб родственникам даже в том случае, когда лечение было назначено адекватно диагнозу, но пациент все равно умер в связи с особенностями болезни, однако остальные сопутствующие медуслуги были, мягко говоря, далеки от идеала, хотя они и не могли своим качеством повлечь в итоге смерть пациента. Но пациенты всегда имеют полное, защищенное законом право на человеческое отношение и качественный уровень медицинского сервиса вне зависимости от тяжести их состояния, а также на компенсацию морального вреда в случае некачественно оказанных услуг (которую выплатят их родственникам, если пациент скончался)», — подчеркнула эксперт.

Алексей Нилов
Теги: