Мишустин: реформатор или хранитель «скреп»?
17 января 2020 14:05:28
Неожиданная отставка правительства Медведева показала, что для спасения рейтинга власти приходится выбрасывать за борт даже наиболее приближенных лиц
Кремль пытается разогнать все более сгущающиеся над ним мрачные тени брежневского застоя. Ассоциации и в самом деле все более явственные: как по причине долгого срока президентства, так и из-за слабых успехов в решении социально-экономических задач. И вот Зевс-громовержец мечет молнию в не оправдавший надежд кабинет министров. Означает ли это, что правительство Дмитрия Анатольевича было решено использовать в качестве громоотвода для разрядки народного гнева по поводу пенсионной реформы, повышения НДС, стагнации доходов населения лишь с целью повышения кремлевского рейтинга? Или же с приходом первоклассного налоговика-технократа Мишустина следует ждать наступления давно назревших тектонических сдвигов?
Насколько сугубо «техническая» фигура Мишустина соответствует масштабу насущных задач? Среди первоочередных мер Михаил Владимирович назвал улучшение отношений власти с бизнесом, цифровизацию экономики. Также новый премьер заявил, что считает нацпроекты хорошим инструментом для роста ВВП. Такой способ раскочегаривания экономики ранее уже вызвал сомнения среди экспертного сообщества.
Следует ли ждать решительных реформ от нового правительства? Эксперты склоняются к мнению, что с учетом профессионального опыта нового премьера, расплачиваться за решение стоящих перед страной «эпохальных задач», как всегда, в конечном счете придется рядовым налогоплательщикам и бизнесу. Так, новый глава правительства РФ уже заявил, что не собирается отказываться от заявленной еще Медведевым пенсионной реформы, вызвавшей сильное раздражение россиян.
«Мишустин оказался подготовленным с точки зрения понимания и анализа текущей экономической ситуации. Не будем забывать его опыт внутри налоговой системы. Резкой смены экономической политики «при Мишустине» не будет, но курс явно окажется уточненным: откуда-то нужно будет взять большие финансовые объемы на погашение тех социальных обязательств, что анонсировал Путин. Платить нужно будет уже вот-вот, потому что социальные программы изменены с 1 января 2020 года, то есть две недели назад, а расходы на них заложены в бюджет не были. Мишустин с его налоговым опытом здесь точно способен разобраться, как минимум, на уровне «взяли из одного кармана — переложили в другой». Налоговые «вентили» могут быть закручены теперь очень плотно, плотнее, чем ранее, и это уже серьезная игра, в которой основной бюджетный доход пойдет из кошельков россиян», — сказала «Гражданским силам.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
«От назначения Михаила Мишустина новым премьером правительства я не ожидаю решительных реформ или смены экономического курса. Эти задачи в нашей стране определяет президент. Председатель правительства в нашей системе власти фигура скорее техническая, в функции которой входит организовывать реализацию инициатив президента и контролировать функционирование экономики в заданных параметрах. Такой же технической фигурой, скорее всего, будет и новый премьер. Если опираться на бэкграунд, от нового премьера Мишустина, каких-либо решительных мер по выводу экономики страны из застоя, структурных реформ с целью диверсификации экономики ожидать не стоит. Но можно ожидать хороших технологических решений. Особых поблажек бизнесу не будет, но премьер постарается технично выстроить ровные и равные отношения с бизнесом, с упором на вовлечение крупного бизнеса в реализацию государственных задач. Сменой правительства президент явно дал понять, что он недоволен ходом реализации национальных проектов, с которыми он связывает большие надежды. Модернизационные планы должны были придать ускорение темпам роста экономики, увеличить долю инвестиций в основной капитал и обеспечить последующее развитие отраслей на более современной технологической основе. Новый руководитель правительства будет должен сосредоточиться на активизации хода реализации нацпроектов, цифровизации отраслей и государственного управления, повышении исполнительской дисциплины и совершенствовании структуры управления. Кроме того, на новом премьере будет лежать ответственность за реализацию задач, сформулированных в послании президента Федеральному собранию. Все, что за рамками очерченного круга задач, вряд ли будет доступно его компетенции», — поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Алексей Калачев, аналитик ГК «ФИНАМ».
Сергей Путилов