Тель-Авив может рассориться с Москвой и Вашингтоном из-за Тегерана

Фото: Southfront.org

27 августа 2017 13:06:14

2329

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу недоволен усилением влияния Тегерана в Сирии и присутствием в этой стране ливанского филиала иранской «Хезболлы».

«Этому вопросу была посвящена срочная встреча с Владимиром Путиным 23 августа в Сочи», – рассказал Нетаниягу в интервью телеканалу «Channel 20 Israel», – «Нас беспокоят серьезные изменения происшедшие в Сирии в последние недели. Если раньше ситуация была относительно стабильной, то теперь нас беспокоит желание Ирана усилить свои позиции в Сирии, и я прямо сказал российскому лидеру, что мы считаем Иран угрозой не только для Израиля, но и для всего мира, поскольку эта страна поддерживает террор».

Судя по всему, Нетаниягу пытался убедить Путина в необходимости «выдавить» Иран с юга Сирии, где особенно активна проиранская ливанская «Хезболла», вместе с ливанской армией действующая на стороне правительства Асада в Сирии с 2011 года.

Для Израиля уход Ирана и «Хезболлы» из Сирии жизненно важен.   

В частности, в Тель-Авиве не могут не беспокоиться, зная о начавшейся 18 августа крупной боевой операция ливанской армии в районе города Раас-Баальбек у ливано-сирийской границы на севере Сирии. Эти боевые действия стали частью подготовки большой сухопутной операции по освобождению территории Ливана от ИГ (запрещенная в РФ международная террористическая группировка. – ред.), и особую тревогу Израиля вызывает активное участие в этой «подготовке военной операции» ливанской военизированной организации «Хезболла».

Эта организация – почти точная копия иранской «Хезболлы», созданная в 1982 году при финансовой и военной поддержке Тегерана, в частности, Корпуса стражей иранской революции. В числе стратегических целей ливанской «Хезболлы» — создание в Ливане исламского государства по типу Исламской Республики Иран, уничтожение США и Израиля.

«Мы не скрываем нашей главной цели и нашего главного девиза – «Смерть Америке и смерть Израилю!», — не устает повторять генсек «Хезболлы» Хассан Насрулла.

В США, Израиле, Египте, странах Персидского залива, в ряде стран ЕС, Канаде, Великобритании и Австралии «Хезболла» признана террористической организацией, оказывающей поддержку, в частности, палестинским террористам в Газе. В Москве ее таковой не признают, объясняя это тем, что на территории России эта организация не ведет террористической деятельности, и является легальной парламентской партией, имеющей 57 мест из 127 в парламенте Ливана.

У Израиля к «Хезболле» особое отношение после мая 2000 года, когда на место израильских войск, ушедших с юга Ливана в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН, пришли не подразделения ливанской армии, а отряды «Хезболлы», создавшие на границе с Израилем мощный укрепленный район, и регулярно обстреливающие населенные пункты на севере Израиля из ракетных установок залпового огня. По данным Хезболлы», сейчас в ее распоряжении до 15 тысяч ракет, способных в любой момент обрушиться на израильские города, и речь идет не о самодельных ракетах, кустарным способом производимых палестинскими террористами. 

Учитывая, что с 2011 года «Хезболла» активно участвует в сирийской гражданской войне на стороне Башара Асада, можно предположить, что и после разгрома ИГ отряды «Хезболлы» останутся в Сирии, став своего рода «пограничными войсками» Асада, контролирующими сирийско-израильскую границу. Это будет означать для Израиля появление еще одной зоны напряженности на и без того неспокойной границе с Сирией.

И не случайно израильтяне еще в начале июля, в ходе четырех раундов секретных переговоров с Россией и США в Иордании и «в одной из европейских стран», пытались не допустить участия Ирана и «Хезболлы» в «дележке» Сирии.

Россию на этих переговорах представлял спецпредставитель президента Александр Лаврентьев, США – два спецпредставителя Трампа по Сирии Бретт Макгурк и Майкл Ратни, а Израиль представляли высокопоставленные сотрудники МИД, внешней разведки «МОССАД» и Министерства обороны.

«Израильские дипломаты резко выступили против соглашения по зонам деэскалации, так как представители Москвы и Вашингтона не обращали внимания на усиление влияния Ирана в этом регионе, особенно на юге Сирии», — пишет газета «Haaretz» со ссылкой на источник в израильском МИДе, — «Израиль призвал русских и американцев потребовать вывода из Сирии иранских войск, «Хезболлы» и шиитских подразделений, воюющих на стороне Асада. Их укрепление в Сирии будет означать появление смертельной угрозы для Израиля. Израиль выступает за  долгосрочное соглашение о прекращении огня в Сирии, и определения степени будущего влияния Ирана в Сирии после гражданской войны, а США и Россия больше озабочены борьбой с ИГ и скорейшей стабилизацией ситуации в Сирии».

В Тель-Авиве опасаются, что Сирия может стать ракетной базой и потенциальной угрозой для Израиля и Иордании из-за усиления позиций Тегерана и «Хезболлы» в Сирии.

Июльские переговоры не принесли успеха Израилю. Представители Тель-Авива тогда получили черновик соглашения, где лишь в общих чертах говорилось о недопустимости присутствия любых иностранных войск в зонах деэскалации на  территории Сирии, но не было сказано ни слова об Иране и «Хезболле». Израильтянам не понравилось и то, что в этом документе не упоминалось о присутствии иранских войск и боевиков «Хезболлы» в других частях Сирии.  

Напомним, что договоренность по обеспечению перемирия в Сирии и созданию зон деэскалации была достигнута 7 июля на встрече Путина и Трампа в рамках саммита G20 в Гамбурге. 16 июля Биньямин Нетаниягу в ходе визита в Париж выразил недовольство этим вариантом соглашения, где ничего не говорилось о необходимости вывода иранских войск и «Хезболлы» с территории Сирии. Однако 17 июля министр иностранных дел России Сергей Лавров расставил все точки над «i», заявив, что «Москва и Вашингтон сделали все возможное, чтобы интересы безопасности Израиля при создании зон деэскалации были полностью соблюдены».

Возможно, израильтян еще больше обеспокоили сообщения из Вашингтона о возможном уходе США из Сирии после окончательной ликвидации ИГ и других бандформирований в этой стране. 

«США не планируют оставаться в Сирии после разгрома «ИГ», — говорится в заявлении официального представителя Госдепартамента США Хизер Науэрт, опубликованном 19 августа на сайте американского внешнеполитического ведомства, — «Главная цель коалиции во главе с США – победа над ИГ в Сирии и Ираке. После разгрома ИГ нам больше нечего делать в этих странах».

При этом Хизер Науэрт особо подчеркнула, что «Вашингтон хочет, чтобы Сирия управлялась сирийцами, а не США или какими-либо другими силами».

Аналитики связывают столь неожиданное заявление Госдепартамента с появившимися сообщениями об активизации в Сирии сил, имеющих достаточно тесные связи с Москвой — имеются в виду как раз Иран и «Хезболла». Но трудно представить, чтобы США при таких обстоятельствах оставили без поддержки Израиль, остающийся главным своего стратегическим партнером Вашингтона на Ближнем Востоке, и просто так ушли из Сирии даже после полного уничтожения ИГ.

Кроме того, нельзя не учитывать, что российские военные базы надолго останутся в Сирии и после войны с ИГ. Вполне возможно, что они, вместе с иранской армией и ливанской «хезболлой», станут «штыками», на которых будет держаться правительство Асада. Трудно предположить, что при таких обстоятельствах возможен реальный уход Вашингтона из Сирии и «сворачивание» американского «сирийского проекта», что будет означать и катастрофический подрыв влияния сирийской антиасадовской оппозиции.

Не приходится ожидать и резких «телодвижений» Москвы в отношении Тегерана и «Хезболлы». Кремль продолжает рассматривать Иран в качестве своего стратегического партнера в регионе, к тому же, у Москвы с Тегераном есть целый ряд крупных соглашений в оборонной и энергетической сферах, и портить отношения с Тегераном Россия вряд ли станет, хотя бы потому, что сейчас Москва не может похвастаться большим количеством союзников в мире.  

Вместе с тем, не в интересах Москвы и испорченные отношения с Израилем. Не исключено, что теперь в числе главных задач российской дипломатии на Ближнем Востоке появится еще и необходимость решения практически невыполнимой задачи — приведения к «общему знаменателю» интересов Ирана и Израиля. Самостоятельно Москва сделать этого не сможет, и успех здесь будет во многом зависеть от позиции Вашингтона, имеющего огромное влияние на Тель-Авив.

Чем все это кончится, неизвестно, но ясно одно: попытка «заморозить» ситуацию может привести к односторонним действиям Израиля, который попытается силой вытеснить иранские подразделения и «Хезболлу» с их позиций в Сирии, чтобы обезопасить свои границы и северные районы страны. А это уже чревато очередным арабо-израильским конфликтом, вполне способным перерасти и в арабо-персидско-израильскую войну, если не в более глобальное и опасное для всего мира столкновение.

Петр Сергеев
Теги: Израиль, «Хезболла», Сирия, Тегеран