Связь между США и КНР могла бы быть полезной, если бы не одно «но»
13 декабря 2023 10:58:00
Почему Китай игнорирует американских военных?
Почти через месяц после того, как президент США Джо Байден объявил, что он и президент Китая Си Цзиньпин договорились возобновить прямую связь между американскими и китайскими военными, представители министерства обороны Соединенных Штатов неоднократно пытались связаться со своими китайскими коллегами, но это попытки оказались безрезультатными.
Мы вам перезвоним
Байден представил соглашение о восстановлении прямой военной связи или «горячей» линии спустя более года на пресс-конференции 16 ноября после встречи с президентом Китая Си Цзиньпином в Сан-Франциско. Возобновление этих коммуникаций стало одним из знаковых достижений, о которых говорили официальные лица в Вашингтоне.
Байден назвал соглашение «критически важным» и свидетельством того, что он и глава КНР «добились реального прогресса», заявив: «Мы вернулись к открытому диалогу».
С тех пор военные чиновники США обращались к своим китайским коллегам с просьбой восстановить канал военной связи, существующий десятилетиями, и запланировать переговоры по безопасности. Представители администрации также назвали возобновление Военно-морского консультативного соглашения важнейшим достижением встречи Байдена с Си Цзиньпином.
Китай прервал прямые военные контакты с вооруженными силами США после скандального визита тогдашнего спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси в августе 2022 года на Тайвань.
«Никто не должен недооценивать твердую решимость, твердую волю и способность китайского правительства и народа защищать национальный суверенитет и территориальную целостность», — заявил тогда МИД КНР.
Представитель Министерства национальной обороны Китая подтвердил на пресс-конференции 30 ноября, что лидеры двух государств договорились возобновить прямые контакты между военными. Но, отвечая на вопрос, официальный представитель минобороны КНР У Цянь отметил сохраняющуюся обеспокоенность Китая по поводу военной деятельности США на Тайване и в Южно-Китайском море.
«Только уважая друг друга, Китай и США будут ладить друг с другом. И только это может стать основной предпосылкой для развития отношений между военными», — сказал он, добавив, что Китай надеется, что США создадут «благоприятную атмосферу и условия для здорового и устойчивого развития отношений между военными».
Между тем, несмотря на заявления и дружественные намерения Соединённые Штаты продолжают поставлять оружие на Тайвань, что ожидаемо вызывает негативную реакцию китайских военных.
Официальный представитель Министерства обороны Китая Тань Кефей заявил в ответ на эти поставки следующее :«Китай решительно выступает против продажи США оружия Тайваню. Соединенные Штаты преднамеренно нагнетают напряженность через Тайваньский пролив».
Представитель Пентагона подчеркнул важность, которую министр обороны Ллойд Остин и другие высокопоставленные военные руководители США придают межвоенным связям с Китаем, и заявил, что они готовы к сотрудничеству.
«Прямую связь между военными и лидерами оборонных министерств ничем заменить нельзя, и открытые линии связи необходимы для того, чтобы конкуренция не переросла в конфликт, — говорится в заявлении представителя. — Мы стремимся выполнить поручения президента и будем делиться новыми новостями, когда сможем».
Генерал ВВС Чарльз К. Браун, новый председатель Объединенного комитета начальников штабов, направил письмо своему китайскому коллеге после того, как занял этот пост в сентябре. Представитель Министерства обороны США заявил, что Браун не получил никакого ответа после заявления Байдена о возобновлении межвоенных связей с Китаем. Об этом также сообщает NBC news.
Официальные лица США предупредили, что отсутствие связи между американскими и китайскими военными опасно.
«Вот так и происходят несчастные случаи и недоразумения», — сказал Байден в своем выступлении месяц назад.
Партнерство нового уровня
Возможно, китайские военные не отвечают своим американским коллегам, так как ведут переговоры с российскими партнёрами.
Российско-китайские отношения активно развивались в политическом, дипломатическом и военном аспектах, что два государство считают «союзниками». В «Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху» стороны отмечают, что «отношения между Россией и Китаем, не являясь военно-политическим союзом, подобным союзам, сложившимся в период Холодной войны, превосходят такую форму межгосударственного взаимодействия, не носят при этом блокового и конфронтационного характера и не направлены против третьих стран».
В рамках этого сотрудничества регулярно проходят совместные учения. В июле 2023 года военные флоты двух государств отрабатывали маневры в Японском море. В январе 2023 года оба государства участвовали в совместных учениях вместе ЮАР в Индийском океане. Военные двух государств также активно сотрудничают в Южно-Китайском море.
В связи с этим можно говорить об активном взаимодействии оборонных ведомств КНР и РФ. Как видится, партнерство в военной сфере между Пекином и Москвой направлено на укрепление региональной безопасности. Оба государства заинтересованы в сотрудничестве, и для этого существуют все предпосылки.
Кажется, совсем иная ситуация происходит между США и Китаем. Здесь налицо конфликт, который Вашингтон рискует сам усугубить. Усиление американского присутствия рядом с территориальными водами Китая, поставка Тайваню вооружения и создание военных союзов, направленных на дестабилизацию международных отношений в Тихом океане, беспокоят Пекин.
Наведение прямых каналов связи между Соединёнными Штатами и КНР действительно могло бы быть полезным в случае непредвиденных ситуаций. Исторически это было доказано во времена Карибского кризиса, после которого противостоящие друг другу СССР и США решили установить прямой канал связи.
Но, что важно, тогда два полюса конфликта понимали всю опасность военного столкновения и стремились минимизировать риски, идя на компромиссы в эпоху «разрядки».
Общие интересы в обеспечении международной безопасности и выполнение собственных обещаний в двусторонних отношениях позволяют странам развивать плодотворное сотрудничество, используя для этого такие инструменты, как линии прямой связи. Предпосылки для дружбы есть у Пекина и Москвы, но есть ли они у КНР и США?
Александр Щелоков